Рецензия на фильм «Похороны» (film The Burial) (4575)

В 1995 году Уилли Э. Гэри, адвокат с впечатляющим послужным списком, помогает обанкротившемуся владельцу похоронного бюро Джеремайе Джозефу О'Кифу подать в суд на похоронную компанию Loewen, возглавляемую Рэем Лоуэном, из-за контрактного спора. В конечном итоге Гэри выиграл дело на сумму 500 миллионов долларов, и компания Loewen объявила о банкротстве. Фильм чернокожей режиссерши Маргарет Беттс является адаптацией статьи Джонатана Харра «Похороны», опубликованной в 1999 году в журнале The New Yorker. И не стесняется разыгрывать расовую карту. В главных ролях - Томми Ли Джонс, Джейми Фокс, Мамуду Ати, Алан Рак, Джерни Смоллетт, Билл Кэмп, Памела Рид, Аманда Уоррен, Дориан Миссик, Андреа Франкл. Хронометраж - 02:06. Бюджет $32 000 000. Рейтинг R. Премьера - 11.09.2023 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 13.10.2023 (Amazon Prime video). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на первый взгляд, юридическое противостояние Давида против Голиафа, мелкого оператора похоронного бюро с Юга и канадского миллиардера, плюющего на этические нормы, должно было развернуться по-другому. Но режиссерша Мэгги Беттс получила для постановки воодушевляющую реальную историю в олдскульном стиле.    
Джейми Фокс играет юриста по травмам, баптиста Уилли Э. Гэри, который чуть ли не проповедует в зале суда. Вряд престарелый  Джеремайя «Джерри» О'Киф (Томми Ли Джонс), владелец похоронного бюро в Билокси, штат Миссури, в восторге от методов работы Уилли. Но именно это маловероятное партнерство между харизматичным чернокожим мужчиной и непредсказуемым старым добрым мужчиной с детскими глазами, делает «Похороны» даже более интересными, чем «Зеленая книга» Питера Фарелли («Оскар-2018» за лучший фильм). И хотя зрители поначалу могут этого не осознавать, изучение многомиллиардной похоронной индустрии, открывает многое о работе социальных служб в США. Сценарий фильма не стесняется разыгрывать расовую карту. Это чем-то похоже на игру в покер, в которой уважительно, но в то же время занимательно представлены острые наблюдения о расе и о социальных классах. «Похороны» открываются эпизодом который можно окрестить «Образ жизни богатых и знаменитых». Уилли демонстрирует свой особняк во Флориде, свою роскошную жену Глорию (Аманда Уоррен) и частный самолет, который он назвал «Крыльями справедливости». Одни только его часы выглядят достаточно дорогими, чтобы решить все долговые проблемы бедного Джерри.  
Джерри - бесхитростный семьянин, у которого 13 детей и восемь похоронных контор. Проблема в том, что он попал в тяжелое положение, инвестируя деньги. А теперь регулирующие органы требуют от него иметь их под рукой, для страхования бизнеса, иначе правительство угрожает его закрыть. Это единственная причина, по которой Джерри поручает своему адвокату Майку Оллреду (Алан Рак) заключить сделку с Рэем Лоуэном (Билл Кэмп), бессердечным канадским инвестором, который скупает независимые похоронных бюро по всей стране. План Рэя: «поставить себя в положение, которое можно назвать «золотой эрой похоронного бизнеса». Большинство американцев не задумываются о высокой стоимости захоронения или кремации до тех пор, пока не столкнутся с необходимостью отправить в последний путь близких. В ходе расследования становится ясно, что конгломерат Рэя скупал похоронные бюро с низкими доходами, а затем повышал цены на простые гробы таким образом, что это напрямую влияло на цветных людей. Вначале, при поддержке младшего адвоката Хэла (Мамуду Ати), Джерри летит во Флориду, чтобы посмотреть Уилли в действии.  
Монолог Уилли в исполнении Джейми Фокса, можно назвать одной из главных  сцен фильма. Он делает пламенное заявление - его кульминацией является цена в 75 миллионов долларов, которую юрист требует в качестве компенсации за ущерб. Но дело еще и в том, что вначале Джерри (Томми Ли Джонс) должен убедить Вилли и команду хорошо одетых чернокожих юристов согласиться на эту работу. Ведь, в отличие от «Убить пересмешника» или «Мэтлока» (юридических драм, действие которых происходит на Юге), судьба этого дела не находится в руках белых людей. Поскольку иск был подан в округе Хиндс, две трети которого составляют чернокожие, обе стороны нанимают афроамериканских адвокатов. Белокожий Оллред оказывается обузой (с его привычкой называть небелых персонажей «сынок»), тогда как Уилли и Хэл играют перед своей аудиторией, ведь судья Грейвс (Лэнс Э. Николс) и восемь присяжных заседателей - черные.    
Их противник, Рэй Лоуэн (Билл Кэмп), достаточно сообразителен, поэтому он нанимает Мэйм Даунс (Джерни Смоллетт) которая когда-то работала клерком и ведет себя как молодая Пэм Гриер. Она вымышленный персонаж (изобретенный режиссером), которая привносит убедительный гендерный аспект в фильм, в котором многовато мужиков. В то время как Мэйм искушена, Уилли - на самом деле, прославленный охотник за людьми со сломанными конечностями, которых перевозят машины скорой помощи. Хотя Уилли делает большое дело в суде (а Лоуэн достаточно богат, чтобы позволить себе многомиллионные убытки), тот факт, что он владеет частным самолетом, предполагает определенный уровень лицемерия с его стороны. Героем здесь неожиданно становится Джерри, образцовый антирасист, которого, кажется, сбивает с толку яркость Уилли.  
Томми Ли Джонс и Джейми Фокс - актеры с полярно разными уровнями энергии, и тем не менее, они прекрасно сочетаются на экране. Это показывает, как далеко продвинулась режиссер Маргарет Беттс с момента своего дебюта, фильма «Послушница», в котором Мелисса Лео сыграла, мягко говоря, невнятно. В «Похоронах» Беттс иногда приказывает Джейми Фоксу снизить громкость, чтобы Томми Ли Джонс мог действовать более тонко….


РЕЗЮМЕ: несмотря на то, что «Похороны» имеют актуальную тему, этот фильм кажется возвратом к судебным драмам в стиле Сидни Люмета - тем, где судьи стучали молотками и кричали: «Порядок в суде!»
Николай Лежнев 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *