Разводная история...
Фильм открытия Венецианского кинофестиваля-2020 от режиссера Даниэле Лукетти - это архаичная бытовая драма про развал союза и рядовое несчастье. Адаптировав для «Связи...» роман-первоисточник Доменико Старноне, Лукетти неумолимо опаздывает на 30 лет, делая главным героем неверного мученика-интеллектуала, ветерана несуществующей брачной войны, диктора на радио, невинно пострадавшего. В главных ролях - Альба Рорвахер, Луиджи Ло Кашио, Лаура Моранте, Сильвио Орландо, Джованна Меццоджорно, Адриано Джаннини, Линда Кариди. Хронометраж - 01:40. Премьера (мир) - 02.09.2020. Премьера (РФ) - 22.04.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Ванда (Альба Рорвахер) и Алдо (Луиджи Ло Кашио) воспитывают двух детей в Неаполе начала 1980-х. Однажды чтение сказок на ночь перерастает в конфликт - муж рассказывает Ванде, что изменял ей с другой девушкой. Следует изгнание и попытка самоубийства. Но развестись они не могут - слишком много ниточек их связывает и заставляет постоянно видеться, общаться, находиться рядом даже тогда, когда о любви уже и речи быть не может. Естественно, главный «фамильный узел», не дающий супругами разойтись раз и навсегда, это их дети. Они растут, наблюдая за всеми их ссорами и попытками найти компромисс в воспитании. Мама собирает их в школу, но во время завтрака они слушают радиопередачу отца, чтобы не забывали его голос. Постоянные перелёты между мамой и папой, между Неаполем и Римом естественным путём сказываются на психике детей, каждый из которых норовит выбрать свою сторону в конфликте взрослых…ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: оригинальное название картины Lacci (пер. «Шнурки») могло скрывать за ширмой некое загадочное откровение в истории центральной семьи, но в итоге привело к полному отсутствию метафоричности и не слишком сюжетно важному эпизоду в самом конце ленты, когда силы героев и зрителей на исходе. Сравнивать с «Брачной историей» Ноа Баумбака, конечно, хочется, но от всех этих сравнений картина Даниэле Лукетти только проигрывает. Как бы тандем его актёров не старался (Ванду, кстати, играет замечательная Альба Рорвахер из «Счастливого Лазаря» и «Голодных сердец»), они оба меркнут по сравнению с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон. Их ссоры слишком сухие, отношения по принципу love-hate так и не достигают необходимого катарсиса.«Порочную связь» можно было освежить за счёт иной перспективы на развод, даже более выигрышной на фоне прошлогодней картины Ноа Баумбака, если бы режиссёр сделал более очевидный акцент на детях главных героев - благо их тут двое, они разного возраста и характера. Если бы чуть больше внимания было уделено их психологии, взглядам на ситуацию и непосредственному участию в сюжете, то картина заиграла бы совсем другими красками. Но нет, всё внимание уделено изматывающей драме взрослых. Повествование постоянно скачет между прошлым и настоящим, а обилие закадрового голоса, проговаривающего экспозицию и расписывающего эмоции, превращает фильм в едва выносимую мелодраму. Отчасти ситуацию спасают живописные виды Неаполя и Рима, перед которыми вряд ли кто-то сможет устоять.Иногда на первый план выходит Альба Рорвахер, главная, по сути, итальянская актриса прошлого десятилетия. Но, как только её версия Ванды начнёт развиваться в пределах получасового появления, тут же вторгается вторая половина - Ванда в зрелом возрасте (Лаура Моранте). Секреты (не больше двух) лезут как по команде, вместе с ними препирательства постаревших протагонистов, крики Альдо (муза Лукетти Сильвио Орландо из «Молодого Папы») про усталость и паршивую жизнь, полную необдуманных решений в пользу других. Наконец, выходит наружу и гнев уже взрослых детей, осознавших, кем и чем на самом деле были заняты их родители - явно не своими чадами. Завязывание шнурков особым способом как главный отеческий трюк оставляет лишь горький привкус….РЕЗЮМЕ: «Захотелось», - скажет Даниэле Лукетти. Будет прав для себя, но не для посетителей этой скудной коллекции музея восковых фигур. Условная ностальгия по далёкому прошлому проработки не предлагает, дальше скупых схем не движется. Кроме вещей, сценарной вялости и обиды за потраченное время, ждать здесь решительно нечего...
подготовил Николай Лежнев