Рецензия на фильм «Подстрекательница» (film Firebrand) (437

Последняя жена Генриха VIII: остаться в живых…

После просмотра «Подстрекательницы» Карима Айнуза становится понятно, почему эта картина оказалась в основном конкурсе Канн, а «Жанна Дюбарри» только открывала фестиваль. Кому-то нужно было сделать цельное, хоть и не оригинальное высказывание, а кому-то - установить низкую планку для остальных фильмов. В главных ролях - Алисия Викандер, Джуд Лоу, Эдди Марсан, Сэм Райли, Руби Бенталл, Эрин Доэрти, Брайони Ханна, Саймон Расселл Бил, Амр Вакед, Пэтси Ферран. Хронометраж - 02:00. Премьера - 21.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: последняя жена Генриха VIII (Джуд Лоу) Кэтрин Парр (Алисия Викандер) вместе с приемными дочерьми отправляется в лесное святилище, якобы помолиться Мадонне. На деле она встречается с поэтессой Энн Аскью (Эрин Доэрти), проповедовавшей чтение Библии на национальном языке. Они тайно подтачивают авторитет Церкви, которая потакает Генриху, убивающему своих супруг и ведущему бессмысленную войну. Король возвращается после очередной битвы с глубокой раной, поэтому за будущее место на троне начинается борьба…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: прошлогодняя «Невидимая жизнь Эвридики» Карима Айнуза - хороший пример профеминистского кино, снятого цисгендерным мужчиной. Он никак не сексуализировал и не приукрашал женское тело, показывал важные детали быта и сделал «невидимую» историю видимой для многих людей. В случае «Подстрекательницы» он обратился к биографии одной из жен Генриха VIII, но выбрал не феминистский символ Анну Болейн, а Кэтрин Парр, последнюю супругу короля. Факты из их биографий Айнуз почти не стал менять, они и так стали отличным материалом для экранизации, хотя бы потому, что жизнь Кэтрин Парр не закончилась со смертью мужчины.
В основе фильма два больших конфликта, связанных с двумя ветвями власти: монархической и религиозной. У Генриха VIII было две законнорожденных дочери и только один сын от третьей жены Джейн Сеймур, но он был слишком юным для управления страной. Поэтому за престол началась грызня, в которой участвуют дяди мальчика Эдвард (Эдди Марсан) и Томас (Сэм Райли), принцесса Мария I (Пэтси Ферран) и сама Кэтрин при поддержке падчерицы, будущей Елизаветы I. Параллельно развивается конфликт Парр с епископом Стивеном Гардинером (Саймон Расселл Бил): она сторонница протестантизма, читает Лютера и молитвы на английском, он говорит с Богом только на латыни и уважает папу. Находящаяся меж двух огней королева должна удержаться у власти, потому что для опальной жены есть только два пути - в ссылку или на эшафот. Разрешит судьбу Парр либо муж, подписавший смертный приговор, либо сама судьба - у Генриха гниет нога, его активно едят черви. Поэтому с каждой секундой страсти накаляются, всем приходится сдерживать свой пыл, чтобы в игре за трон не раскрыть противникам свои карты.   
По уровню режиссуры и теме «Подстрекательница» ближе к «Последней дуэли» Ридли Скотта, чем к «Жанне Дюбарри» Майвенн, потому что Айнуза интересуют не только красивые костюмы (хотя они тоже есть в фильме), но и отношения между мужчиной и женщиной. Скотт в порядках Средневековья отразил современные: честь и репутация снова возымели смысл после глубокой интеграции Интернета, создавшего глобальную деревню. Карим Айнуз не выходит на уровень исторического обобщения, но остается верным одной из тем своей предыдущей работы: абьюзивным отношениям.
В «Невидимой жизни Эвридики» он показал не только драму двух разделенных сестер, но и влияние на их судьбы отца Мануэла. Из-за его предубеждений две дочери, мечтавшие увидеть друг друга, так и не встретились. Айнуз не оправдывает действия Мануэла, но одним кадром выражает ему сочувствие: как-то старик приходит в порт и просто стоит у воды, наверно, думая о своем поступке. «Подстрекательница» же полностью держится на динамике противостояния и любви Генриха и Екатерины, где он борется с чувством ревности и паранойей, а она лавирует между угрозами от епископа и короля, параллельно подтачивая их репутацию, распространяя памфлеты о муже и Библию на английском языке. Интеллектуальность Парр, ее единство с дочерьми и слугами - высказывание Айнуза на тему придворных переворотов. Он почти дедраматизирует сюжет фильма (там нет ни сцен измен, ни убийств), чтобы наименее крикливо и наиболее деликатно показать историю женщины, которая его вдохновляет…(Дмитрий Елагин) подготовил Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *