Рецензия на фильм «По Фрейду» (film Freud’s Last Session) (4668)

Фильм Мэтта Брауна, мировая премьера которого состоялась на фестивале AFI Fest, представляет собой адаптацию внебродвейской пьесы, в основе которой лежит воображаемый диалог между Зигмундом Фрейдом и К.С. Льюисом (создателем фэнтезийного цикла «Хроники Нарнии»). Интересно, что Энтони Хопкинс в своей карьере сыграл их обоих: в фильме 1993 года «Страна теней» - К.С. Льюиса, а тридцать лет спустя, в картине Мэтта Брауна - Зигмунда Фрейда. В главных ролях - Мэттью Гуд, Энтони Хопкинс, Джоди Бальфур, Орла Брэйди, Стивен Кэмпбелл Мур, Лив Лиза Фрис, Риз Мэннион, Падрик Дилейни, Том Бишопс, Гари Бакли. Хронометраж - 02:06. Премьера - 27.10.2023 (AFI Fest). Премьера (мир) - 22.12.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: больше и длиннее не всегда лучше. Показательный пример - «По Фрейду», роскошный фильм, основанный на скромной внебродвейской пьесе, которая покорила театральную публику десять лет назад. Драматург Марк Сен-Жермен сотрудничал с режиссером Мэттом Брауном, чтобы изменить форму своей драмы, в которой присутствуют всего два персонажа. Перед нами воображаемый разговор между Зигмундом Фрейдом и К.С. Льюисом, когда они спорят о существовании Бога. Этот провокационный диалог все еще присутствует в фильме, и иногда он даже высекает искры благодаря игре Мэтью Гуда в роли К.С. Льюиса и, особенно, Энтони Хопкинса в роли Зигмунда Фрейда. Но суть истории постоянно размывается отступлениями - то ли об участии Льюиса в Первой мировой войне, то ли о крайне напряженных отношениях Фрейда с его дочерью Анной.   
Скорее всего, Мэтт Браун поддался нынешней моде на нелинейные повествования, разбитые во времени. В наши дни редко можно увидеть фильм, действие которого разворачивается в строгом хронологическом порядке. Иногда нелинейный шаблон может работать эффективно, как в блестящем «Оппенгеймере» Кристофера Нолана (хотя и не во всех его фильмах). Но мода определенно вышла из-под контроля и может ослабить те яркие истории, которые могли бы стать убедительными, если бы их рассказали прямо и без экивоков.

Основная история происходит в сентябре 1939 года, сразу после того, как Гитлер вторгся в Польшу и начал войну в Европе. Зигмунд Фрейд прибыл в Лондон годом ранее, после того как нацисты вошли в Вену. К.С. Льюис - преподаватель Оксфорда, который еще не написал своих знаменитых книг о Нарнии, но недавно принял христианство после многих лет неверия. Он восхищается работами Фрейда и ему нравится идея вступить в дискуссию о религии с блестящим психоаналитиком. Скептицизм Фрейда в отношении религии был хорошо задокументирован в его книге «Будущее одной иллюзии», но Льюис, понимая, что Фрейд умирает от рака, подозревает, что врач не прочь поразмышлять о загробной жизни.  
Понятно, что Браун хотел перенести действие за пределы кабинета Фрейда, и сцена, в которой воздушный налет заставляет Фрейда и Льюиса вместе со многими другими лондонцами укрыться в церкви (что звучит иронично), является ценным дополнением к истории. Менее ценны воспоминания героев фильма. Некоторые изображают Фрейда ребенком с его безвольным отцом. Многие другие показывают запутанную историю Льюиса, начиная со смерти его матери, когда он был ребенком, продолжая его страданиями во время Первой мировой войны и причудливой вставкой, связанной с его романом с матерью товарища, убитого в бою - ее сыграла Орла Брейди. Есть также сцены, изображающие дружбу Льюиса с автором «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкином (Стивен Кэмпбелл Мур). Некоторые из этих эпизодов, возможно, были бы интересны в биографическом фильме о К.С. Льюисе, но здесь они кажутся излишними и поверхностными.  
Некоторые из сцен с участием Фрейда более убедительны, особенно когда они затрагивают его отношения с дочерью Анной (
Лив Лиза Фрис), которая стала известным детским аналитиком через годы после смерти отца. В какой-то момент Фрейд говорит Льюису, что он сам провел психоанализ своей дочери -  сегодня это сочли бы возмутительным нарушением профессиональной этики. Мы также узнаем о лесбийских отношениях Анны с коллегой-аналитиком Дороти Берлинхэм (Джоди Бальфур). При этом в одной из сцен Фрейд демонстрирует удивительную терпимость к мужскому гомосексуализму, но выражает неодобрение лесбиянству. Вероятно, это отражает широко распространенные в то время сексистские предрассудки, но в итоге тема развития не получает. 


Все эти отступления отвлекают от интригующей словесной битвы между яркими интеллектуалами. Но даже признавая и сожалея о концептуальных ошибках, портящих фильм, есть моменты, которыми вполне можно насладиться. Мэттью Гуд сыграл в таких известных фильмах, как «Аббатство Даунтон», «Игра в имитацию», «Матч-пойнт». В картине Мэттью Брауна он убедителен как интеллектуал, явно восхищающийся Фрейдом и искренне желающий помочь ему найти утешение.   
Энтони Хопкинс великолепен. Он предпочитает играть роль без австрийского акцента, но прекрасно передает как умственную силу доктора, так и его физическую слабость. 85-летний Хопкинс переживает удивительное возрождение в конце карьеры, и роль Фрейда можно добавить к этому списку достижений. Интересно, что в фильме 1993 года «Страна теней» Энтони Хопкинс сыграл роль…К.С. Льюиса в другой период жизни знаменитого автора….  


Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *