Рецензия на фильм «Планета Джанет» (film Janet Planet) (4906)

«Я покончу с собой, если ты не приедешь за мной…»

Появление детей начинается с огонька в глазах будущей матери. Затем они рождаются, вращаясь вокруг взрослых, создавших их, как крошечные луны, до тех пор, пока не преодолеют гравитационное притяжение своих родителей. То же самое можно сказать о «Планете Джанет», одном из тех очень личных портретов детства, которые мы ожидаем от A24, инди-студии, создавшей «Лунный свет», «Леди Берд», «Солнце мое» или «Восьмой класс». Режиссерский дебют невестки Ноа Баумбаха, драматурга Энни Бэйкер - это небольшой, но невероятно специфический фильм, который кажется похожим на вышеуказанные проекты, но при этом остается совершенно уникальным. В главных ролях - Джулианна Николсон, Зои Циглер, Уилл Пэттон, Софи Оконедо, Элиас Котеас, Мэри Шульц, Люк Боско, Джун Уокер Гроссман, Эбби Харри, Эдди Мун Кернс, Джереми Луис Итон, Раки Састри. Хронометраж - 01:53. Рейтинг PG-13. Премьера - 01.09.2023. Премьера (мир) - 21.06.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: A24 снова делает ставку на неизвестного режиссера - таким образом инди-студия снова предлагает невероятно конкретный и личный взгляд на тайны детства. Энни Бэйкер нарисовала честный, милый и порой странный портрет того, как развиваются отношения 11-летней девочки с ее одинокой мамой в течение лета между пятым и шестым классами. Наблюдение за этим до жути похоже на то, как провести пальцами по шраму, полученному в детстве, и волшебным образом перенестись назад в тот момент, когда была получена эта травма. Как и режиссер «Прошлых жизней» Селин Сонг, Энни Бейкер родом из театрального мира, где десять лет назад она получила Пулитцеровскую премию за трехчасовую пьесу «Фильм» - 16 сцен, в которых трое скучающих сотрудников подметают попкорн и сотрясают воздух в пустом кинотеатре.
Кинодебют Энни Бэйкер смотрится как смелая, наивная попытка новичка сесть за гончарный круг: выглядит это несовершенно, но оригинально и даже прекрасно. Фильм странно структурирован и немного простоват (нет закрученного сюжета, а камера редко сдвигается с места), и, тем не менее, он полностью лишен клише, во многом благодаря уровню детализации, которую Бэйкер привносит в изображении своих героев.
Джанет (мать, о которой идет речь), играет Джулианна Николсон («Август: округ Осейдж», «Герой наших снов», «Блондинка»), прекрасная и очень естественная актриса. Ей не нужно сильно стараться, чтобы сыграть женщину, которую два десятилетия назад можно было бы назвать хиппи. Но на дворе 1991 год, и Джанет - иглотерапевт, практикующая в своем доме в Западном Массачусетсе. Громадная хижина, окруженная деревьями, с огромными окнами и сводчатыми потолками, которые, должно быть, казались гигантскими такой девочке, как 11-летняя Лейси (Зои Циглер) - глазами главной героини мы наблюдаем за окружающим миром. 

Действие фильма начинается в летнем лагере, хотя зрителям требуется некоторое время, чтобы сориентироваться, когда Лейси вылезает из своей кровати, пересекает поле, где сверчки выводят настоящую симфонию, и добирается до телефона-автомата. «Я покончу с собой, если ты не приедешь за мной», - говорит она, и эти слова, несомненно, входят в число лучших начальных фраз всех времен (не считая, конечно, фильма Элема Климова «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен»). Слова Лейси могут звучать драматично, но если подумать, девчушка живет на этой земле уже целых 11 лет, и за это время она обнаружила кнопки, которые нужно нажимать, чтобы получить от мамы то, чего она хочет. А в этот момент ей хочется домой. Забавно, что как только она объявляет соседям по лагерю о своих планах уехать (якобы из-за несчастного случая с ее несуществующим отцом), Лейси вдруг понимает, что нравится им гораздо больше, чем себе представляла. Детство полно таких открытий, когда мы идем по жизни методом проб и ошибок, часто не понимая, чего мы действительно хотим.
Лейси с трудом заводит друзей. Но она обожает свою маму. И в тот момент, когда они оказываются вместе, Лейси всеми силами пытается оттолкнуть сожителя Джанет, Уэйна (Уилл Пэттон - «Армагеддон», «Угнать за 60 секунд»). Она хочет, чтобы мама была полностью предоставлена ​​ей самой - но не в духе фильма ужасов, а так, что многие зрители найдут это знакомым. Лежа ночью в постели рядом с Джанет, Лейси просит у нее «частичку тебя», соглашаясь на прядь волос, которая лучится в темноте. «Планета Джанет» сама по себе не реалистична (некоторые элементы в повествовании были либо приукрашены, либо сделаны сюрреалистичными), но она основана на подлинном понимании человеческой психологии.
Фильм разбит на три сегмента, каждый из которых посвящен отдельному взрослому, который превращает монополию Лейси в отношении своей матери в своего рода любовный треугольник. Сначала Уэйн, затем старая подруга по имени Регина (Софи Оконедо - «Отель “Руанда”»), которую Джанет заново открывает как художницу. И, наконец, Ави (Элиас Котеас - «Авария»), активный лидер сообщества творцов. Используя броские экранные ярлыки, Бейкер сигнализирует о том, как эти люди, соперники за внимание Джанет, входят в жизнь Лейси и покидают ее.
«Планета Джанет» отличается умным сценарием - персонажи выражают словами то, что реальным людям трудно сформулировать в жизни. Например, хорошо продуманный ответ Джанет на вопрос Лейси: «Разочаровалась бы ты, если бы однажды я стала встречаться с девушкой?» 

Джулианна Николсон и дебютантка Зои Циглер (слегка похожая на птицу рыжеволосая девчушка в очках и с неправильным прикусом) - делают эти сцены неизгладимыми. «Нам не хватает приключений», - жалуется Лейси. Моменты, которые изображает Бэйкер, слишком незначительны, чтобы их можно было назвать приключением: от обычных уроков игры на фортепиано до посещения местного торгового центра, но вместе они складываются в нечто большее...


РЕЗЮМЕ: в своих работах для театра 43-летняя Энни Бэйкер (невестка Ноа Баумбаха), показала себя мастером извлечения смысла из обыденного. «Планета Джанет» временами может показаться немного простоватой, чтобы быть интересной для определенного круга людей. Но этот фильм сделан таким образом, чтобы зрители могли прочитать ровно столько, сколько им доступно для понимания…
Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *