В оригинале картина называется вовсе не «Переводчик». Вначале это был «Завет», который стал в конце концов «Заветом Гая Ричи». Действие фильма происходит через 17 лет после начала афганской войны, когда в вооруженных силах США работало около 50 000 переводчиков-носителей языка. Похоже, Гай Ричи не собирался снимать военное кино, хотя боевые сцены здесь сняты виртуозно. Но явственно заметно, что на этом проекте режиссер отходит от своего разбитного энергичного стиля и пытается стать серьезным режиссером. В главных ролях - Джейк Джилленхол, Энтони Старр, Александр Людвиг, Джонни Ли Миллер, Эмили Бичем, Бобби Шофилд, Дар Салим, Фариба Шейкхан, Свен Теммел, Джейсон Вонг, Фахим Фазли. Хронометраж - 02:10. Бюджет - $55 000 000. Рейтинг R (18+). Премьера (мир) - 20.04.2023. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: 2018 год. Сержант Джон Кинли (Джейк Джилленхол) возглавляет команду саперов. Он теряет своего переводчика и нанимает ему на замену Ахмеда (Дар Салим), хорошо образованного, но загадочного механика. Довольно быстро выясняется что у Ахмеда намного больше навыков, чем у простого переводчика. А его мотивация проистекает из стремления отомстить талибам за убийство сына. Служба в Афганистане для Кинли подходит к концу. В один из последних дней он отправляется на очередное задание - найти подпольный завод по производству взрывных устройств. Их группа попадает под обстрел, и только раненому Кинли с Ахмедом удается выжить. За ними начинается погоня, и Ахмед, рискуя своей жизнью, помогает Кинли добраться до границы и безопасной территории…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Переводчик» только вначале выглядит как мрачный военный триллер бичующий государственную машину, заставляющую усеивать афганскую землю горами трупов. Но приказ есть приказ. Ужасы санкционированных государством убийств заставляют вспомнить о фильме Стивена Спилберга «Мюнхен». В какой-то момент сержант Кинли сравнивает Талибан с чудовищем с головой гидры. Именно такими предстают талибы в фильме - они мчатся на пикапах, в своих фирменных платках, стреляя из своей ультрасовременной машины из крутого оружия. Они безжалостны, но сколько их не убивай - появятся новые на пикапах в таких же платках. Они просто продолжат приходить…
Уволенный из армии Кинли не может заставить иммиграционную службу выдать грин-карты для семьи Ахмеда в разумные сроки. Но то, что следует дальше, очень далеко от этого бесконечно более тонкого и увлекательного фильма. Картина становится историей в стиле «Рэмбо». И поэтому Кинли, как супергерой, оставляет свою жену Кэролайн (Эмили Бичем) и возвращается в Афганистан. Он хочет спасти Ахмеда от лап режима талибов с помощью частной охранной фирмы. Персонажи в фильме простоватые даже по меркам фильмов о крутых парнях или видеоигры Call of Duty. На поле брани перепалки между Кинли и его соратниками наполнены гомоэротическими намеками, в то время как видеозвонок домой двум его дочерям должен сигнализировать о том, что он хороший отец. Между тем, Ахмед (Дар Салим - датский актер иракского происхождения) и его жена Басира (Фариба Шейкхан) - единственные афганцы, изображенные с какой-никакой симпатией, и только потому, что они благородно повернулись спиной к талибам в пользу Америки.
В чем фильм хорош, так это в захватывающей интенсивности действия. Что касается самой войны, то Гай Ричи и сценаристы Марн Дэвис и Айван Эткинсон, не подвергают сомнению американскую исключительность, эффективность тактики грубой силы или логику 20-летней войны в стране. А на финальных титрах, подобно панегирику, объявляется, что талибы восстановили власть, как только американские войска покинули этот район. То есть, создатели фильма предполагают, что уход был ошибкой, хотя их сценарий изначально, пусть и нерешительно, но все же критиковал войну.
В своем фильме они могут искренне заботиться о десятках переводчиков, которым американцы обещали переезд в США. Но без какой-либо другой критики военных или войны в более широком смысле, они просто показывают, что работают в режиме двойных стандартов….
Николай Лежнев