Актуальность фильма - вещь непредсказуемая. Практически в один день администрация Джо Байдена, вероятно, отреагировав на письмо Мохаммеда Ульд Слахи и еще нескольких бывших заключенных, инициирует процесс закрытия печально известной тюрьмы в Гуантанамо - и выходит драма «Мавританец», рассказывающий как раз о заключении Слахи (фильм был задуман еще в 2019-м). Пару недель назад раздался жуткий майский гром: Палестина и Израиль в течение нескольких дней обменивались ракетными ударами (обострение конфликта признали одним из самых масштабных) - и вот выходит телевизионная драма «Осло» Барлетта Шера. Фильм основан на одноимённой пьесе Дж. Т. Роджерса (премьера в 2016 году в Нью-Йорке) и рассказывает, как в 1993 году два норвежских дипломата сделали большой шаг к урегулированию арабо-израильского конфликта. Продюсеры картины Марк Платт («Ла-Ла-Ленд») и Стивен Спилберг решили выпустить «Осло» раньше запланированного срока. Причина тому - не только приближение крайнего срока выдвижения фильма на премию «Эмми», но и недавнее обострение израильско-палестинских отношений. В главных ролях - Рут Уилсон, Эндрю Скотт, Джефф Вильбуш, Салим Дау, Валид Зуэйтер, Игал Наор, Довале Гликман, Ротем Кейнан, Ицик Коэн, Тобиаш Зиллиакус. Хронометраж- 01:58. Премьера (мир) - 29.05.2021 (HBO). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: начало 1990-х. Норвежских супругов-дипломатов Мону Юль (Рут Уилсон) и Терье Руд-Ларсена (Эндрю Скотт) назначают ответственными за тайные переговоры между представителями Израиля и Организации освобождения Палестины, которые ведутся в Осло. Как результат - заключена «Декларация принципов о временных мерах самоуправления», которая сейчас известна как «Соглашения в Осло». На фоне этих событий разворачивается история о любви, дружбе и тихом героизме...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: возможно, пришло время для еще одной встречи между официальными лицами Израиля и Палестины, подобной серии неофициальных переговоров, которые имели место в Осло в 1993 году. Эти переговоры проводились тайно в течение почти шести месяцев, поскольку политика Израиля запрещала взаимодействие, а таким образом признание авторитета Организации освобождения Палестины (ООП). В конце концов все завершилось публичным рукопожатием между премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и лидером ООП Ясиром Арафатом и совместной фотографией с тогдашним президентом США Биллом Клинтоном. Фильм Бартлетта Шера поставлен по мотивам пьесы Дж. Т. Роджерса, которую показали в 2016 году в Театре Линкольн-центра в Нью-Йорке. Продюсеры картины Марк Платт («Ла-Ла-Ленд») и Стивен Спилберг решили выпустить «Осло» раньше запланированного срока. Причина тому - не только приближение крайнего срока выдвижения фильма на премию «Эмми», но и недавнее обострение израильско-палестинских отношений. Трехчасовую пьесу Дж. Т. Роджерса, насыщенную диалогами и глубокими политическими разговорами, режиссёр сокращает до двух часов. Трудно решить, правильно ли сделал Бартлетт Шер, стараясь как можно дальше уйти от театральной версии. Во всяком случае, он прилагает все усилия, чтобы картинка выглядела более кинематографичной. И вводит сцены с прогулками на открытом воздухе, повторяющиеся ретроспективные кадры, а Януш Камински, постоянный оператор Стивена Спилберга, умело использует камерные фильтры. Мягко говоря, непростую ситуацию фильм показывает с двух сторон, постоянно масштабируя конфликт. Но симпатии авторов довольно очевидны - стоит погуглить и разобраться в причинах жесткого противостояния. Начинается все с двух враждующих государств и их представителей. Но и у людей по одну сторону баррикад не все гладко: министр иностранных дел Израиля и идеолог мирных переговоров Шимон Перес (Сассон Габай) без конца пререкается с главным переговорщиком Ури Савиром (Джефф Вильбуш). И этот «внутренний» конфликт затмевает как историческую важность момента, так и отношения пары дипломатов, которые выведены на первый план. К слову, Мона Юль и Терье Руд-Ларсен тут - пример гармонии среди хаоса: они поженились за пять лет до событий в Осло и счастливо живут в браке до сих пор. Этот островок стабильности и ломает концепцию фильма. Фокус смещается с важной и до сих пор болезненной темы на любовную линию, которая как будто бы доказывает что можно свернуть горы, надо только захотеть. Во всяком случае, так убедительны Эндрю Скотт (профессор Мориарти из «Шерлока») и Рут Уилсон («Одинокий рейнджер», сериал «Любовники») в экранном браке, который объединил людей, стремящихся спасти мир, друг друга, но не себя. Из-за этого сам политический конфликт становится подвижной декорацией: когда министр экономики Палестины Ахмед Куреи (Салим Дау) дает волю эмоциям, камера стремительно переключает внимание зрителей на реакцию дипломатов. Такой ракурс обусловлен желанием показать конфликт глазами третьей стороны, а не заострить внимание на клише «Любовь спасет мир». Здесь его спасают профессионалы, которые из-за специфики «отрасли» действительно могут и умереть в один день. К тому же от их действий зависит судьба миллионов людей и нескольких государств. И все же...Пьеса Дж.Т. Роджерса это умное, зрелое произведение, но оно довольно неуклюже переносится на маленький экран, отчасти потому, что его создатели не проявляют такой же уверенности в интеллекте своих зрителей. С момента выхода «Мюнхена» Стивена Спилберга прошло уже 16 лет и до сих пор в проектах о палестинско-израильском конфликте авторы используют его наработки. Наиболее показательным в «Осло» выгляд клишированные воспоминания Моны, в которых она приседает за перевернутой машиной и становится свидетелем противостояния между «двумя мальчиками» - молодым израильским солдатом и столь же напуганным палестинским активистом...РЕЗЮМЕ: вероятно, миролюбивое послание «Осло» выглядит следующим образом - однажды смогли, может, получится еще раз? Однако финал (точнее, историческая перспектива) отменяет показной оптимизм фильма. Кадры пожимающих руки премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и председателя ООП Ясира Арафата сопровождает комментарий: одного убьют через два года, а второго - через 11 лет...
Николай Лежнев