Рэйчел, главная героиня ленты Юваля Адлера, в финале признается своему куратору, что на самом деле ее зовут Анна. И, подобно Анне из одноименного фильма Люка Бессона, она собирается уйти из опасной профессии. Но Рэйчел не сравнишь с белокурой бестией, киллером-манекенщицей, да и масштабы их действий несравнимы. Зато, что неожиданно для израильского режиссера, Иран не показан империей зла, а методы Моссада выглядят порой неприглядно. В главных ролях - Дайан Крюгер, Мартин Фриман, Кэс Анвар, Ротем Кейнан, Лана Эттинджер, Йоав Леви, Йоханан Гершон, Кейт Николс. Хронометраж – 01:56. Мировая премьера – 10.02.2019. Цифровой релиз – 24.08.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: наше время. Рэйчел Каррен (Дайан Крюгер), агент Моссада под прикрытием, неожиданно и без согласования покидает Иран и направляется в Лондон. Руководство вызывает ее куратора Томаса (Мартин Фриман) и пытается вместе с ним разобраться - почему это произошло?.. Гражданка Австралии, Рэйчел работала на многих волонтёрских проектах по всему миру и была завербована Моссадом для содействия в разведывательной деятельности. Но уже на первом задании, когда она должна была получить информацию о поставщике оружия в Иран, ее напарник оказался жестоким киллером и убил троих человек, включая нечаянную свидетельницу, оказавшуюся вместе с жертвами в лифте. После этого отступать ей было некуда и, под видом учителя английского, она отправилась в Тегеран – заданием Рэйчел было выяснить, каким образом Фархад Разави (Кэс Анвар), совладелец семейной фирмы, получил современные технологии несмотря на действующие санкции. Но она влюбилась в красивого иранца, а последней каплей стало известие, что вместе со взорванными иранскими учеными-ядерщиками погибли их семьи включая и детей! Все пять взрывных устройств через границу переправила Рэйчел…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Рэйчел Каррен (Дайан Крюгер), героиня ленты израильского режиссера Юваля Адлера, в финале признается своему куратору, что на самом деле ее зовут Анна. И, как Анна из одноименного фильма Люка Бессона, она собирается уйти из опасной профессии. Но Рэйчел не сравнишь с белокурой бестией, киллером-манекенщицей, да и масштабы их действий несравнимы. Фильм “Оперативник” любопытен тем, что показывает работу разведчиков без прикрас, поэтому темп картины выглядит неспешным. Рэйчел Каррен – не агент 007 и к радикальным действиям она прибегает лишь в случае смертельной угрозы, под воздействием банального страха. Таким образом погибает пожилой охранник-азербайджанец на фирме Фархада – Рэйчел подумав, делает ему смертельную инъекцию. Она ужасно боится разоблачения - да, фирма “Разави Электроникс” не имеет никакого отношения к оборонному комплексу, но живучие стереотипы рисуют в воображении Рэйчел ужасные картины. Между тем, Тегеран в фильме израильского режиссера выглядит совсем не так, как в американских боевиках. Это чистый и современный город, в котором живут красивые, приличные люди, а не моджахеды в рваных халатах. О некоторых особенностях уклада говорят лишь частные вечеринки, на которых пьют вино, слушают западную музыку, целуются и, чего греха таить, занимаются сексом. Достаточно любопытно показана работа Моссад – для связи с центром Рэйчел вводит пароль в обычной игре типа косынка и через web-камеру передает чертежи и секретные данные. Хотя руководители очень довольны ее работой, целесообразность заставляет поручать Рэйчел и грязную работу. Пять взрывных устройств она перевозит в Иран через границу с Турцией при помощи курдских контрабандистов. Ей приходится прятаться в поддоне джипа с неизвестным оборванцем, клиентом курдов. И молчать, когда среди пыли и грязи он начинает ее насиловать. А затем просто уходит в закат…
Моссад ради дела жесток и неумолим, и когда Фархад приезжает к Рэйчел в Дюссельдорф, его тут же берут в оборот, вопреки обещаниям! А когда обескураженная женщина сбегает в Англию и подаёт на гражданство, машина израильской разведки не останавливается. Рэйчел хочет выйти из игры и при встрече с Томасом просит передать боссам, что в случае ее смерти будет опубликован компромат, спрятанный в нескольких банковских ячейках. Но уже по немецким улочкам несутся киллеры Моссад, и хотя Томасу удается на некоторое время прикрыть свою подопечную, в ее выживание верится с трудом. Хэппи-энд мог быть в таких фильмах, как “Шпионские игры” с Брэдом Питтом и Робертом Редфордом и “Шпион” с Мелиссой МакКарти и Джудом Лоу…
Николай Лежнев