Жуткое столкновение аргентинских фермеров с дьяволом…
Аргентинский режиссёр Демиан Рунья всё увереннее чувствует себя в жанре хоррора. В «Последних вратах» портал в ад открывался через желудок обычного молодого человека. В «Оцепеневших от страха» в спальном районе начали происходить необъяснимые события: паранормальная сила убила жену на глазах мужа, недавно умерший мальчик вернулся домой, а ещё появился ужасный монстр. В новой картине аргентинский постановщик умело экспериментирует с наработками предыдущих. Дьявол вновь является, но в виде демонической сущности, которая, подобно инфекции, завладевает телами людей. Атаке на сей раз подвергаются не городские окраины, а несколько соседских ферм. Премьера «Одержимых злом» состоялась на фестивале в Торонто, а затем картина победила на смотре лучшего жанрового кино в Ситжесе. Это первый испаноязычный проект, спродюсированный стриминговой платформой Shudder, специализирующейся на ужасах. В главных ролях - Эсекьель Родригес, Демиан Саломон, Сильвина Сабатер, Луис Цимбровски, Марсело Мишино, Эмилио Воданович, Вирджиния Гарофало, Паула Рубинштейн, Лукреция Нирон Талазак, Исабель Кинтерос. Хронометраж - 01:39. Премьера - 13.09.2023 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (Украина) - 16.11.2023 (Svoe kino). Цифровой релиз - 27.10.2023 (Shudder). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: братья-фермеры Педро (Эсекьель Родригес) и Джими (Демиан Саломон) узнают, что в соседском доме уже почти год гниёт одержимый демоном Уриель (Гонсало Галарза), и обращаются за помощью к крупному землевладельцу Руису (Луис Цимбровски). В аргентинской глуши прежде уже сталкивались с одержимыми, но так давно, что многие считают воспоминания дедов глупыми легендами. Из-за Уриеля не растёт урожай, а скот ведёт себя странно. Разобраться с одержимым должен был специально обученный экзорцист, которого местные называют чистильщиком, но его растерзали заражённые животные. Педро, Джими и Руис вывозят одержимого за много километров от дома, но вспышки эпидемии избежать не удаётся...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссер далеко не сразу знакомит зрителей с правилами игры. Зато с первых минут происходят жуткие события, никакой длительной экспозиции нет. По крупицам складывается картина: много лет назад дьявол уже нападал на аргентинскую глушь. Изгнать демона удалось группе чистильщиков, у которых есть особое оборудование. Откуда взялись приспособления, с виду кажущиеся чуть ли не средневековыми, неизвестно. Но местные выучили ряд правил, которые могут помочь. Одержимого нельзя убивать выстрелом - тут же заразишься сам или инфекцию подхватят близкие. Нельзя упоминать имя сатаны всуе. Электрический свет привлекает одержимых. Нельзя касаться вещей человека, чьим телом завладел демон. Братья-фермеры о правилах знают, но, как и сосед Руис, не хотят сразу верить в пришествие апокалипсиса. Обычному человеку остаётся только бежать и искать чистильщика.
«Одержимые злом» впечатляют жуткими телесными проявлениями одержимости. Первый заражённый, которого видят зрители, Уриель, выглядит как раздутый кожаный мешок, из которого постоянно сочатся то гной, то кровь, то прочие неприятные жидкости. Тело одержимого покрыто жуткими язвами. Рунья сразу же проводит параллель между приходом дьявола и распространением опасного инфекционного заболевания, снижая религиозный пафос до омерзительных нарывов и вздутий, от которых становится не по себе.
Крупный землевладелец Руис поначалу не верит Педро и Джими, считая, что правительство ищет способ прогнать фермеров с территорий и завладеть прибыльными угодьями. Благодаря вполне реалистичным обстоятельствам режиссёр сразу задаёт рамки игры: помощи от алчных управленцев ждать не приходится, местным самим нужно разбираться с дьяволом. Вместе с инфекционной природой одержимости трудно не считать метафору недавней пандемии коронавируса. Люди заражались в катастрофических масштабах, правительства многих стран, а особенно в начале пандемии, не знали, что делать, перенаправляя ответственность местным чиновникам. Другая возможная трактовка - экономическая. Аргентина - страна, в которой годовая инфляция превышает 100%, так что люди брошены на произвол судьбы и вынуждены самостоятельно выкручиваться в условиях кризиса.
Пожалуй, сложнее всего обнаружить в «Одержимых злом» причины появления демона. Аргентинские фермеры, конечно, грешны, но далеко от веры в Бога отошли не только землевладельцы и скотоводы. Скорее стоит говорить о жанровой условности - Рунья хотел показать распространение одержимости в сельской местности, где все друг друга знают, а потому масштабы катастрофы поражают ещё сильнее. (Максим Ершов)
РЕЗЮМЕ: «Одержимые злом» - самый неожиданный хоррор года. Мало в каком фильме ужасов события развиваются настолько стремительно. Полтора часа пролетают незаметно, а поскольку изначально зрители не понимают всех деталей происходящего на экране, это ещё и совершенно непредсказуемое зрелище. Картина Руньи не пугает скримерами, это хоррор об обыденности зла, безысходности ужасных событий, но с отвратительными сценами физического разложения плоти. Что делать, когда приходят демоны, а экзорцистов убили? Эффектно отвечает неутешительный аргентинский фильм ужасов…