Рецензия на фильм «Обычные сбои» (film Bezná selhání film Ordinary Failure) (4117)

Отличаются ли женщины от киборгов?

На Венецианском кинофестивале 2022 года Кристина Гросан получила премию лучшему молодому режиссеру. Впечатляющая чёрная комедия заигрывает с научной фантастикой больше как с состоянием души, чем как с жанром. И, если присмотреться внимательно, пытается объяснить стремление своих героинь к некой бесполости, цитируя эссе Донны Харауэй 1985 года «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х». В главных ролях - Татьяна Медвецка, Нора Климесова, Беата Канокова, Вица Керекеш, Яна Плодкова, Петра Бучкова, Тереза Хофова, Яна Стрыкова, Иржи Симек, Мартина Чижова, Мартина Бабишова, Лубош Веселый. Хронометраж - 01:25. Премьера - 05.09.2022 (Венецианский кинофестиваль). Цифровой релиз - 05.01.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Хана (Татьяна Медвецка) тяжело переживает недавнюю смерть своего мужа. Она работает редактором в издательской компании, где ее будущее внезапно оказывается туманным. Тереза ​​(Нора Климесова) - подросток-изгой. Однокурсники ее презирают, а мать озабочена угрюмостью своей дочери. Несовершеннолетний сын Сильвы (Беата Канокова) участвовал недавно в школьной потасовке и она пытается разрулить ситуацию. Но, поскольку Сильва стала теперь лесбиянкой, сын ее разве что не презирает. Тем временем, утренние новости приносят известия о таинственном взрыве, парализовавшем центр города, и волны паники скоро доберутся и до них…

 ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: венгерско-румынская режиссер Кристина Гросан открывает свой фильм цитатой Донны Харауэй из ее эссе 1985 года «Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х». «Манифест» отвечал на растущий консерватизм в 1980-х годах в США, когда феминистки, чтобы иметь какое-либо реальное значение, должны были принять во внимание своё положение в том, что она называет «информатикой доминирования». Женщины больше не были вне привычной иерархии привилегированных классов, а были глубоко вплетены, эксплуатировались сетевой гегемонией и участвовали в ней, и должны были формировать свою политику в этих условиях. Согласно «Манифесту» Донны Харауэй, «нет ничего в женщинах как таковых, что естественным образом объединяло бы их в единую категорию. Нет даже такого состояния, как „быть женщиной“. Это сама по себе очень сложная категория, сконструированная в спорных научных дискурсах о сексуальности и других социальных практиках». «Киборгу не нужна стабильная, эссенциалистская идентичность» - утверждает Харауэй - «Феминисткам стоит задуматься о создании коалиций, основанных на «близости» интеллектов, а не на половой идентичности».
 Кристина Гросан делит свой фильм на три главы, каждая из которых исследует женщин в переломный момент. Она начинает свое повествование со своего самого интересного персонажа. Отчасти благодаря присутствию на экране чешской актрисы Татьяны Медвецкой, которая была в начале 1970-х годов настоящей звездой. Хана - женщина, неохотно, ради взрослой дочери, посещающая сеансы групповой терапии после смерти мужа. Уволенная в своем издательстве, она покорно страдает на бессмысленных проводах ее на пенсию. А затем…находит уникального аниматронного примата по имени Арло, созданного ее мужем. Хана становится неким нравственным центром - с ее стороны следует единственный и неожиданный для сюжета добрый жест в отношении Терезы (Нора Климесова). Линия Сильвы (Беата Канокова), пожалуй, самая болезненная - возможно, ей стоило уделить больше времени. 

Тревожное предчувствие и часто упоминаемый взрыв с его последствиями переходят в развязку, где столкновение с потенциальным концом существования позволяет уловить и оценить красоту человеческого существования. Режиссёр Кристина Гросан показывает, что жизнь и смерть можно интерпретировать как обычные неудачи, с которыми мы все сталкиваемся в нашей жизни. Но мрачный тон ее фильма ясно говорит, что она сама об этом думает…

Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *