Занимательная иранская вариация культового «Сияния»...
Не переживайте насчет лаконичного названия. За внешней простотой фильма американского режиссера иранского происхождения Куроша Ахари таится нетривиальное содержание. Результат не заставил себя ждать: после мировой премьеры «Ночи» на фестивале в Санта-Барбаре кино пригласили в Иран на смотр «Фаджр» (центральный фестиваль страны, открывающий новые имена). Спустя год «Ночь» стала первым де-юре американским фильмом, который разрешили прокатывать в Иране с 1979 года. В главных ролях - Шахаб Хоссейни, Нюша Нур, Джордж Магуайр, Майкл Грэм, Элестер Лэтэм, Армин Амири, Стефани Элизабет Мартинес, Катрин Хавари, Гия Мора, Леа Оганян. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 18.01.2020. Премьера (РФ) - 29.04.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: засидевшись в гостях, супружеская пара с младенцем отправляется на машине домой, но по пути всё же решает переночевать в отеле. В первой попавшейся гостинице их встречает странный портье, а в номере супруги начинают слышать посторонние звуки - будто кто-то никак не хочет оставить их в покое...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: не переживайте насчет лаконичного названия. За внешней простотой таится нетривиальное содержание. В центре внимания американского режиссера иранского происхождения Куроша Ахари молодая пара, муж и жена. Они едут в гости к своим друзьям и проводят с ними довольно много времени. За окном уже темнеет, а младенцу молодой пары хорошо бы уже крепко спать. Поэтому герои, не желая обременять друзей, принимают решение остановиться на ночевку в ближайшем отеле. На входе в гостиницу их встречает сомнительного вида портье. Сумрак сопровождает их повсюду, на некоторых этажах не горит свет, а в номере, куда их поселили, то и дело просыпаешься от посторонних звуков. Пытаясь разыскать источник неведомых сил, наши герои столкнутся с призраками прошлого, которым нужно от молодой пары получить нечто. А может быть, эти призраки вовсе не из прошлого? Ребята пытаются выяснить, в чем дело, попутно спасая собственные жизни и жизнь младенца.«Ночь» - редкое для иранских кинематографистов кино в жанре «медленный хоррор» или, как в последние годы его называют, слоубернер. Совсем не удивительно, что у руля встал Курош Ахари, долгие годы работавший в этом сегменте в рамках короткого метра. Неплохо «набив руку», режиссер решил соединить Восток и Запад, переплетая американскую фактуру с иранским традиционализмом и внешней атрибутикой. Результат не заставил себя ждать: после мировой премьеры «Ночи» на фестивале в Санта-Барбаре кино пригласили в Иран на смотр «Фаджр» (центральный фестиваль страны, открывающий новые имена). Спустя год «Ночь» стала первым де-юре американским фильмом, который разрешили прокатывать в Иране с 1979 года. После исламской революции ни одно творение капиталистического Запада официально в этой стране не показывали в кинотеатральном прокате. Примечательно, что как фильм ужасов «Ночь» действительно способна испугать. Ахари явно учился у мэтров жанра, работы которых «выстреливают» в американском прокате. Вместо типовых «бу»-эффектов на арену выходит накаляющийся с первых минут саспенс, который может посоревноваться с атмосферой кинокартин Ари Астера и Джордана Пила. Иранский постановщик не ищет легких путей, он явно вдохновлялся классикой: отсюда и схожесть сюжетных троп с «Сиянием» Кубрика, а диалогов - с языком Стивена Кинга. Умение работать на стыке двух национальных пластов встречается не так часто, как хотелось бы. Говоря об Иране, многие кинематографисты, покинувшие эту страну в разные годы, не сумели сохранить дух иранского кино и национальную идентичность. Так, например, родившийся в семье иранских мигрантов Рамин Бахрани, пытавшийся в ранние годы карьеры делать кино с иранскими актерами, говорящими на фарси, создавал по большей части искусственные сюжеты, лишенные жизни и динамики. Поэтому в дальнейшем стал делать то кино, в атмосфере которого он взрослел и формировался, - истинно американское. А вот Ирам Хак, родившаяся в Осло в семье иранских мигрантов, напротив, работает исключительно в парадигме иранской кинематографии, будто из Тегерана никогда и не уезжала.Курош Ахари пока пребывает где-то посередине. С одной стороны, перед нами еще не «Девушка возвращается одна ночью домой» Аны Лили Амирпур - один из классических хорроров уроженки Ирана, после которого в индустрии заговорили о новом дыхании иранского кино. С другой стороны, «Ночь» - явно не блеклая копия аналогичных историй, а по-своему самобытное авторское высказывание, не лишенное, впрочем, некоторых огрехов вроде затянутости и местами излишнего сгущения красок. Особый шарм повествованию добавляют и опытные актеры, задействованные в главных ролях. Муж - Шахаб Хоссейни, один из любимых актеров Асгара Фархади («Развод Надера и Симин», «Коммивояжер»). Жена - Нюша Нур, иранская актриса, давно проживающая в Штатах и работающая в голливудских проектах («Джимми - покоритель Америки», «Здесь и сейчас»). Наблюдать, как их герои оказываются в разного рода «галлюциногенных тюрьмах», выход из которых найти не представляется возможным, дорогого стоит. Мистика вкупе с талантливой игрой актеров неизбежно вызывает ощущения безысходности - в пресловутый голливудский хэппи-энд не веришь ни на секунду. (Тимур Алиев)РЕЗЮМЕ: «Ночь» - это ужастик для тех, кто уже устал от избитых клише и давно не способных испугать классических приемов консервативных хоррор-мейкеров. Благодаря нестандартному подходу ко вроде бы типовой истории, а также мультикультурной составляющей Курош Ахари удивляет и, конечно, пугает зрителя. А большего от подобных картин и не ждешь.
подготовил Николай Лежнев