Если бы речь шла о моей семье…
Имя 38-летнего уроженца Москвы, Ильи Найшуллера, впервые громко прозвучало в 2013 году. Клип его инди-группы Biting Elbows «Bad Motherfucker», снятый от первого лица в гипер-реалистичной манере, не только получил 40 миллионов просмотров на YouTube, но и вызвал интерес профессионалов из мира кино. Картина «Хардкор» с участием Шарлто Копли. Хейли Беннетт и Данилы Козловского, показалась расширенной трэшевой версией успешного клипа. Новый проект Найшуллера получил звезду сериала «Лучше звоните Солу» (спин-офф «Во все тяжкие») Боба Оденкёрка, который также выступил в качестве продюсера и достойное финансирование. Сценарий написал Дерек Колстад (один из создателей франшизы «Джон Уик») - на бумаге их коллаборация выглядела как мега-взрывная смесь. На пресс-показе в кинотеатре «Оскар» (ТРЦ Smart-Plaza) ожидания подтвердились в полной мере. В главных ролях - Боб Оденкёрк, Алексей Серебряков, Конни Нильсен, Кристофер Ллойд, Александр Паль, RZА, Сергей Шнуров, Гейдж Манро, Жан-Поль Мано, Пол Эссимбр, Хамберли Гонсалес, Пэйсли Кэдорат, Арая Менгеша. Хронометраж- 01:32. Рейтинг R (18+). Премьера (РФ) - 18.03.2021. Премьера (мир) - 01.04.2021. Премьера (Украина) - 18.03.2021 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 7,5/10
О ЧЕМ КИНО: Хатч Мэнселл (Боб Оденкёрк) живёт ничем не примечательной жизнью, погрязнув в будничной рутине: проснуться, выкинуть мусор, приготовить завтрак семье, отправиться на работу возиться с цифрами, вернуться запоздно, когда жена уже сладко спит. С понедельника по пятницу Хатч проживает свой собственный день сурка, в котором ни намёка на сказочность происходящего. Однажды ночью к ним в дом врываются двое грабителей, и пока на одного из них напал сын-подросток, Хатч выхватывает клюшку для гольфа, но в последний момент опускает её. Всё заканчивается хорошо, грабители убегают, прихватив горстку налички, но в воздухе повис один вопрос - почему отец семейства не ударил грабителя? Сын и до этого видел в отце скучного, серого человека, который служил каким-то там заурядным «аудитором» и, мол, даже оружия в руки никогда не держал. Жена (Конни Нильсен) тоже, кажется, охладела к мужу задолго до инцидента со вторжением. Лишь младшая дочурка души не чает в папе, чем сильно вдохновляет Хатча. И когда он понимает, что похитители, возможно, ненароком прихватили с собой её любимый браслет с котиками, Хатч решает вернуть его во что бы то ни стало. В ходе поиска грабителей у него случается встреча с русскими отморозками и, после жуткой драки, в кому впадает непутевый брат криминального авторитета Юлиана Кузнецова (Алексей Серебряков). Держатель воровского общака даёт команду доставить к нему Мэнселла живым, что неожиданно приводит к череде кровавых событий... ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: имя 38-летнего уроженца Москвы, Ильи Найшуллера, впервые громко прозвучало в 2013 году. Клип его инди-группы Biting Elbows «Bad Motherfucker», снятый от первого лица в гипер-реалистичной манере, не только получил 40 миллионов просмотров на YouTube, но и вызвал интерес профессионалов из мира кино. Картина «Хардкор» с участием Шарлто Копли. Хейли Беннетт и Данилы Козловского, показалась расширенной трэшевой версией успешного клипа. Новый проект Найшуллера получил звезду сериала «Лучше звоните Солу» (спин-офф «Во все тяжкие») Боба Оденкёрка, который также выступил в качестве продюсера и достойное финансирование. «Никто» родился из реального случая проникновения в дом, случившегося с Бобом Оденкёрком много лет назад. Тогда полицейский, приехавший на вызов, обронил одну тревожную фразу, перекочевавшую в фильм и ставшую его отправной точкой: «Если бы речь шла о моей семье…». Дальше Оденкёрк задумался, что же могло заставить человека опустить условную клюшку для гольфа, когда его семье угрожала опасность. Проект долго мариновался, пока сценарием не занялся Дерек Колстад, написавший однажды «Джона Уика». С «Уиком» фильм Найшуллера будут сравнивать настойчиво, хотя «Никто» скорее ловко заигрывает с фанбазой боевика с Киану Ривзом некоторой манерой съёмки экшена и якобы бескомпромиссным профессионалом в центре истории. Как только зритель увидит общую картину, сразу станет понятно, что у картин совершенно разные траектории.У Найшуллера преобладают семейные сцены, устанавливающие важную динамику для фильма в целом. Любимая дочка приходит к Хатчу в гараж, чтобы выразить поддержку после нелёгкой ночи и встречи с грабителями. Хатч навещает мирно смотрящего старые вестерны отца (Кристофер Ллойд уже давно не был так хорош) и всеми силами старается наладить отношения с женой, которые, как мы видим по закрывающей сцене, крайне важны для героя. «Хардкор» был русско-американской копродукцией, но ощущался как снятый на улицах Москвы боевик с голливудской натурой. Здесь всё кажется наоборот: перед нами американский боевик, но с отчётливо выраженной славянской душой. В "Нiхто" вообще многое сделано так, чтобы доставить больше удовольствия нашему зрителю, чем условно американскому. Сделано, следует отдельно уточнить, конкретно Найшуллером, который драфт сценария Дерека Колстада переписывал на пару с Бобом Оденкёрком и, в частности, продавил собственную инициативу заменить в нём корейскую мафию на русскую. Здесь и юмор какой-то «наш» («не знал, что бывают чёрные русские»), и герой, затюканный жизнью терпила средних лет, странным образом чувствуется родным, и, конечно же, колоритные камео российских актёров запоминаются (чего стоит только Александр Паль в роли гопника с надписью «Кавказ» на футболке). Сюжет «Никто» закручивается не вокруг браслетика с котиками, а вокруг своеобразного нервного срыва героя, повлекшего за собой лобовое столкновение с опасным русским гангстером. И первое появление на экране главного злодея попросту не может быть лучше. Длинным, скрупулёзно снятым планом, напоминающим проходку Рэя Лиотты по клубу Копакабана в «Славных парнях», Алексей Серебряков в блестящем пиджаке и с горящими глазами врывается на сцену с песней «Милый мой бухгалтер», пританцовывая на манер Брюса Уиллиса в финале «Последнего бойскаута». И это ещё не всё, чем запомнится Серебряков у Найшуллера, ибо у них действительно получился отпадный злодей-психопат, вырывающийся из оков стереотипных бэд крейзи рашнс ин американ мувис.Сценарий Колстада - настоящий кайф для любого из актёров, приглашённых на более-менее значимые роли. Роли Нильсен, RZA, Серебрякова, Ллойда прописаны так, что любой бы на их месте, прочитав сценарий, воскликнул: «Хочу!». Казалось бы, здесь нет прямо-таки звёзд первой величины, как, например, в перегруженных «Неудержимых» (не совсем корректное сравнение из-за разности бюджетов, но тем не менее), зато любой из актёров «Никто» получает свой собственный звёздный час. Особенно когда речь заходит об экшене.Экшен у Найшуллера как всегда - главное блюдо. Если погони, то снятые с таким стилем, что икать начнёт Николас Виндинг Рёфн. Если рукопашный бой, то настолько суровый, вязкий, кровавый и реалистичный, что сразу вспоминаются эталонные корейские боевики, а сцена в автобусе ещё и «Рейду» мягко передаёт привет. Крупных боевых сцен две - финальная и драка в автобусе из трейлера. О финальной битве трудно рассказывать без спойлеров, но она действительно хорошо задумана и снята, пусть и похожа на аналогичную сцену из «Великого уравнителя» с Дензелом Вашингтоном. Но гвоздь программы - драка в автобусе, где и Найшуллер, и каскадерская команда Литча и Стахелски (режиссера «Дона Уика»), и сам Боб Оденкерк наконец-то демонстрируют свои умения. Это единственный эпизод, в котором скромный и бюджетный фильм выходит за рамки «видеокассетного боевика» (пусть и в самом лучшем смысле этого слова) и демонстрирует нечто современное, выдающееся. Что-то на уровне даже не «Уиков», но «Атомной блондинки» или «Рейдов». Герой пропускает столько же ударов, сколько и получает. Это хаотичная, реалистичная драка, в которой попавшие под руку предметы используются не для красоты, а для того, чтобы как можно быстрее нанести ближайшему сопернику как можно более жуткие телесные повреждения. Более того, с ней связан и самый смешной момент фильма - тут опять же спойлеры! - в котором действие сначала намертво, казалось бы, останавливается…, а потом запускается снова с еще более высоким градусом накала. Это действительно выдающийся фрагмент - даже не для Найшуллера, а для истории боевиков, - который сам по себе оправдывает затраты на поход в кинотеатр. А ещё всё это приправлено драйвовым саундтреком в лучших традициях Джеймса Ганна, что автоматически возводит «Никто» в ранг одного из лучших боевиков последних лет. (Вадим Богданов)РЕЗЮМЕ: кому-то 58-летний Боб Оденкёрк может показаться странным выбором на роль звезды боевиков (хотя справедливо отметить, его никто не выбирал, ибо это его продюсерский проект изначально). Вроде как не хватает харизмы, да и вообще привычнее его видеть в пиджаке и оранжевом галстуке, нежели пересчитывающим зубы и рёбра гопникам в автобусе. Однако в этом же и фишка фильма, в заголовке у нас всё-таки не «Крепкий орешек», хотя здесь Оденкёрк ничуть не уступает по крутизне Уиллису образца того времени, когда «боевик с Брюсом Уиллисом» был отдельным жанром, а не как сейчас - признаком третьесортного кино. И вот у «Никто» ДНК именно того забытого жанра, когда Макклейн лазил по вентиляции небоскрёба, Ривз пытался остановить заминированный автобус, а Сигал в одиночку зачищал морское судно от террористов. Кому нужен такой олдскул в 2021-м, кто-то обязательно спросит? Найшуллер даёт чёткий ответ: «ничто так не прочищает мозг как пуля» и качественно снятый боевик, уносящий зрителя в полтора часа самозабвенного драйва...
подготовил Николай Лежнев