Рецензия на фильм «Нежный бар» (film The Tender Bar) (3587)

Телемах находит Одиссея…

Почти что задвинув актёрские амбиции на второй план, Джордж Клуни уже более двух десятков лет страстно отдаётся режиссуре - с переменным, надо сказать, успехом. Начиная от «Охотников за сокровищами» и заканчивая «Полночным небом» - каждой ленте Клуни всегда было что предъявлять, пеняя на неуклюжесть и неуместность его творческих мероприятий. Неудивительно, что главной ролью Клуни за последнее десятилетие стала совсем другая работа – продюсерская, принёсшая ему и Бену Аффлеку «Оскар» за «Операцию “Арго”». Теперь они вернулись к творческому дуэту, только слегка поменяв амплуа. 

В главных ролях - Бен Аффлек, Тай Шеридан, Дэниэл Раньери, Лили Рэйб, Кристофер Ллойд, Макс Мартини, Рензи Фелиз, Бриана Миддлтон, Макс Казелла, Сондра Джеймс. Хронометраж - 1:46. Рейтинг R. Премьера (мир) - 10.10.2021. Цифровой релиз - 07.01.2022 (Amazon Prime Video). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: «Нежный бар» - адаптация мемуаров Дж.Р. Мерингера, рассказывающих об общении юноши-писателя (Тай Шеридан) и его духоподъёмного дяди - обычного бармена в пабе на Лонг-Айленде (Бен Аффлек). Мальчик, брошенный отцом и оставшийся с матерью, обращается к дяде с насущными вопросами, которые с годами только прибавляются: поиск себя, построение карьеры, а также треволнения любви.
..

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: почти что задвинув актёрские амбиции на второй план, Джордж Клуни уже более двух десятков лет страстно отдаётся режиссуре - с переменным, надо сказать, успехом. Начиная от «Охотников за сокровищами» и заканчивая «Полночным небом» - каждой ленте Клуни всегда было что предъявлять, пеняя на неуклюжесть и неуместность его творческих мероприятий. Даже «Субурбикон» - редкий пример фильма, где Клуни отказался тащить в режиссуру свой же актёрский образ, украдкой потянул в него коэновский сценарий - но даже энтузиазм братьев Коэн критика оценила с чрезвычайным хладнокровием. Неудивительно, что главной ролью Клуни за последнее десятилетие стала совсем другая работа - продюсерская, принёсшая ему и Бену Аффлеку «Оскар» за «Операцию “Арго”». Теперь они вернулись к творческому дуэту, только слегка поменяв амплуа. 

История о жизни и писательских амбициях Дж.Р. Мерингера - по большей части традиционная драма о взрослении, где юноша стремится избежать столкновения с бездной, засасывающей при расставании родителей. Если в детском возрасте так необходима отцовская фигура, то для мальчика ею становится отзывчивый Чарли Магуайр - не только наставник, но и путеводитель в мир литературы: ведь ассистировать в жизни помогают в том числе книги, расставленные вдоль стен уютного бара The Dickens. Чарли - не простофиля, а образованный и начитанный парень, который повлиял на формирование личности Дж.Р. не меньше, чем авторы, прочитанные им в застенках университета.

Это старый добрый сюжет о портрете художника в юности, где история взросления даётся как испытание, и Тай Шеридан чуть ли не впервые оказывается целиком и полностью на своём месте. Он, надо заметить, неплохо транслирует образ растерянного юноши. Пусть подобная роль уже и успела стать его дежурной актёрской функцией, ведь похожее выступление - и по характеру, и по эмоциональному уровню - мы недавно могли наблюдать в «Холодном расчёте».

«Нежный бар», исключительно разговорный и сделавший основную ставку на актёрскую химию, действительно пытается бить наотмашь крутизной Бена Аффлека. В доказательство тому, что после многолетнего застоя актёр может давать сильные перформансы, работает всё: и робкий Шеридан, которого ощутимо, да и явно по замыслу здесь переигрывает наставнический Аффлек, и сам характер истории, который держится в драматическом тонусе, но при этом избегает перегибов. Поэтому вся эта биография подросткового самоопределения юноши, от воспоминаний об отце до обучения в Йельском университете, дана с ненавязчивой лёгкостью - действие редко покидает дедушкин дом с родственниками и барные стойки заведения.

Нежность - пожалуй, ключевое слово в художественных координатах фильма. Здесь ласково щекочет зрителя и драматургия – в узнаваемости моментов взросления, и мягкие пастельные тона, благодаря которым оператор Мартин Руе создает идиллический портрет времени, и мажорный философский настрой - он лишь кратковременно меняет эмоциональный компас сюжета, когда в кадр возвращается отец-алкоголик.

На этот раз Клуни сделал ставку на сдержанность - непритязательность и простота фильма, купающего зрителя в солнечных лучах Америки 70-80-х, позволяют сделать ударение на актёрском выходе Бена Аффлека, и он здесь харизматичен, как нигде прежде. Возможно, актёру потребовалось пройти через все трудности среднего возраста, чтобы достичь такого подлинного эффекта - по крайней мере, мы давно не встречали настолько живого выхода от Аффлека. Это действительно первый фильм за десятилетия, когда актёру позволили расслабиться, смахнув с себя угрюмую гримасу супергероя-миллиардера. (Константин Мышкин)

РЕЗЮМЕ: 
единственное большое обобщение фильма - и оно, конечно, встроено в смысловую линию сюжета - прочерчивает связь жизни юного писателя и бармена Чарли с гомеровской «Одиссеей». За одним лишь исключением: Телемах здесь ищет отца-Одиссея не по крови, а по духовному родству. И благополучно его находит. По этой причине «Нежный бар» тянет на полноценную творческую удачу Клуни, где простая история вкупе с универсальными архетипами превратилась в красивое переживание на тему возвращения домой.

подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *