«В Айове мы считаем, что второе место - это то же самое, что и последнее»…
Духоподъемные спортивные драмы обычно содержат следующие ключевые элементы: борьбу за место под солнцем, неудачи в начале пути, а затем, после упорного труда, награда в виде триумфа. Еще чаще фильм должен рассказать о неблагополучном главном герое, который преодолевает свои экономические и физические проблемы. У режиссера-дебютанта Уильяма Голденберга есть все это в невероятной реальной истории рестлера Энтони Роблеса, который родился с одной ногой, что не помешало ему идти к своей мечте. При этом Голденберг - опытный режиссер монтажа, обладатель премии «Оскар» («Операция “Арго”»), чье сотрудничество с продюсером и режиссером Беном Аффлеком тянется от драмы 2007 года «Прощай, детка, прощай» до прошлогоднего фильма «Air: Большой прыжок». Неудивительно, что жена Аффлека, Дженнифер Лопес, после пары одноразовых фильмов Netflix, в которых она сыграла Джей Ло в ледяной пустыне и Джей Ло в космосе, получила здесь серьезную роль. С которой, кстати, справилась блестяще. В главных ролях - Джаррель Джером, Дженнифер Лопес, Бобби Каннавале, Шон Хэтоси, Майкл Пенья, Дон Чидл, Майкелти Уильямсон, Джулианна Гамис, Мелисса Диас. Хронометраж - 01:56. Рейтинг PG-13. Премьера - 10.09.2024 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 06.12.2024. Цифровой релиз - 16.01.2025 (Amazon Prime Video). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: недавний фильм режиссера Бена Аффлека «Air: Большой прыжок» представлял собой занимательный рассказ о поворотном моменте в эволюции Nike. И есть очевидное совпадение в том, что Энтони Роблес, герой фильма «Неукротимый» (от Аффлека-продюсера), был первым спортсменом, подписавшим контракт с Nike Athlete после того, как он завершил соревновательную карьеру.
Режиссер Уильям Голденберг лукаво подмигивает, признавая, что не пытается заново изобрести формулу. Постер Рокки, размещенный на видном месте в гараже дома, где Энтони тренируется, является одним из намеков; другой показывает его, бегущего на костылях по ступеням Филадельфийского музея искусств и помещающего ногу в отпечаток кроссовок Рокки Бальбоа, вмурованный в бетоне. Это потенциально раздражающие эпизоды, которые вместо этого имеют умиляющий эффект, что характерно для фильма, в котором каждый трогательный момент полностью заслуживает зрительских эмоций.
Адаптируя книгу Энтони Роблеса 2012 года, сценаристы Эрик Чампнелла, Алекс Харрис и Джон Хиндман прослеживают путь борца с последнего года обучения в средней школе Меса в Аризоне, где он стал чемпионом США, до его стремления в последний год обучения выиграть чемпионат Национальной ассоциации студентов, выступая за Университет штата Аризона.
С самого начала ясно, что инвалидность Энтони (Джаррель Джером) не вызывает жалости окружающих, и еще яснее, что он сам этого не хочет. Роблес - это молодой человек, живущий с твердой целью стать чемпионом, чтобы люди увидели в первую очередь его достижения, а не его отсутствующую правую ногу. У него есть постоянная поддержка на каждом шагу от мамы Джуди (Дженнифер Лопес). Она никогда не сдается в отношении своего сына, даже когда у нее имеются есть семейные проблемы, которые нужно уладить.
Несмотря на его впечатляющие успехи в борьбе в старшей школе и на то, что все главные скауты колледжей видели его победы собственными глазами, Энтони получает отказы от ведущих учебных заведений во главе с Университетом Айовы, чьи борцы считаются титанами в этом виде спорта. Поэтому и Джуди, и тренер Энтони в старшей школе Бобби Уильямс (Майкл Пенья) убеждают его принять полную четырехлетнюю стипендию, предлагаемую Университетом Дрекселя в Филадельфии - фактически единственным вузом, который хочет его принять. Но волевой Энтони колеблется, учитывая полное отсутствие у Дрекселя какого-либо борцовского профиля NCAA. Из уважения к Уильямсу тренер Шон Чарльз (Дон Чидл) из Аризонского университета (ASU) соглашается на встречу с Энтони. Но он откровенен с парнем: у них уже есть список парней, готовых побороться за 33 места в программе по борьбе, и крайне маловероятно, что Энтони попадет в команду даже в качестве спортсмена, не получающего стипендию. Но Энтони не так-то просто отпугнуть.
Отец Энтони уже давно не появлялся в доме, и Энтони теперь своего рода герой для четверых младших единокровных братьев и сестер, родившихся после того, как Джуди сошлась с тюремным охранником Риком (Бобби Каннавале). Энтони обожает детей, но у него напряженные отношения с отчимом. Все шумные разговоры Рика о достоинстве «настоящего мужчины» оказываются обманом, когда выясняется, что он растратил деньги отложенные на выплату ипотеки. И теперь это может стоить им дома. А его обращение с Джуди все больше вызывает у Энтони тревогу.
Уильям Голденберг искусно уравновешивает домашнюю драму успехами Энтони в Аризонском Университете, где он работает усерднее, чем кто-либо другой.
Реальный Энтони Роблес, которому сейчас за 30, выступает в качестве дублера в сценах борьбы на общих и средних планах, а Джаррель Джером вклинивается в последний момент и полностью берет на себя игру на ближних. Возможно, у Энтони есть недостаток, но когда начинается поединок, мы видим, что он крутит своим телом с аэродинамической ловкостью, как танцор брейк-данса. Это не то, что наличие одной ноги является преимуществом, но он развил стиль борьбы из тела, которое дал ему Бог, и этот стиль органичный и мощный. Он выигрывает школьный чемпионат США, и с этого момента мы как бы перестаем думать о нем как о «одноногом борце». Он просто великий борец. Съемки моментов борьбы выглядят болезненно реалистично, жестокая сила ударов и переворотов, возможно, заставит многих зрителей вздрогнуть…
Как и положено в спортивной драме, вскоре возникает угроза того, что у Энтони отнимут мечту - ASU сокращает программу борьбы на год и восстанавливает ее благодаря пожертвованиям выпускников, но с сокращенной командой. Именно в этот момент становится очевидной растущая поддержка товарищей по команде Энтони, и когда он начинает одерживать победы, он становится любимцем публики. Фильм легко можно обвинить в попытках выжать слезы у зрителей. Например, тренер Уильямс (Майкл Пенья) доставляет коробку, набитую письмами от фанатов, вдохновленных примером Энтони. Он просит Джуди прочесть их, отдавая ей должное за воспитание исключительного молодого человека. А тренер Чарльз (Дон Чидл) чуть ли не со слезами на глазах, признается, что не сразу распознал спортивные и человеческие качества Энтони. Но любое ощущение эмоциональной манипуляции в сценарии более чем оправдано необычайной человеческой драмой истории реального Роблеса.
Контраст между властным присутствием отчима Энтони, Рика и стойкой поддержкой обоих тренеров разителен, и Пенья и Чидл прекрасно передают, как профессия их персонажей требует от них быть не только спортивными стратегами, но и мотивационными психологами. Однако доминирующими отношениями являются взаимоотношения между Энтони и его матерью. Некоторые могут утверждать, что Джуди изначально выглядит немного гламурно для матери пятерых детей, которая вырезает купоны на скидки, поскольку семья едва сводит концы с концами. Но Дженнифер Лопес нежно и совершенно убедительно играет мать, чья непоколебимая вера в сына является важнейшей частью ее устоев.
В своей первой главной роли Джаррель Джером великолепен. Мы помним его по роли противоречивого подростка Кевина, любви всей жизни Широна из «Лунного света», а за роль в мини-сериале «Когда они нас увидят» Авы ДюВерней, он получил «Эмми». Джером придает картине «Неукротимый» необходимую ярость и силу духа, играя молодого человека, который остается уязвимым, но отказывается пользоваться тем, что другие считают его слабостью. Учитывая правила этого биографического поджанра и тот факт, что само название является по сути спойлером, нет никаких сомнений относительно того, куда движется история. Но пока Энтони одержимо смотрит видео непобежденного борца, которому суждено стать его соперником за чемпионство, - и морщится от высокомерия своего тренера (Шон Хэтоси), который говорит: «В Айове мы считаем, что второе место - это то же самое, что и последнее», - невозможно не болеть за этого парня, пропитанного таким необыкновенным боевым духом...
РЕЗЮМЕ: в финале режиссер Уильям Голденберг неуклюже приклеивает краткую оду, призванную показать, как достижения Энтони были отмечены и продолжают вдохновлять, что кажется и прозаичным, и ненужным. Но эта небольшая оплошность не умаляет заслуг его фильма….
Николай Лежнев