Безыскусно об искусственном…
В прокат вышел фантастический триллер С. К. Дэйла фильм «Непокірна Еліс». Это очередная вариация на тему опасностей, которые несет с собой искусственный интеллект, и в этой области, увы, авторы не могут предложить ничего нового. В главных ролях - Меган Фокс, Мадлен Зима, Микеле Морроне, Атанас Сребрев, Кейт Николс, Матильда Фёрт, Эндрю Випп, Тревор Ван Уден, Юэн МакНотон, Макс Краус. Хронометраж - 01:35. Бюджет - $4 000 000. Рейтинг R. Премьера (мир) - 13.09.2024. Премьера (Украина) - 29.08.2024 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: тема взаимоотношений человечества с искусственным интеллектом, который неизбежно станет частью нашей повседневной жизни, а там, глядишь, и подчинит ее себе, волновала писателей-фантастов с 1960-х, а режиссеров - как минимум с 1980-х годов. Иногда из этих размышлений об андроидах, электрических овцах и о том, способны ли компьютеры испытывать боль, любовь и другие настоящие эмоции, получались «Бегущий по лезвию» или, скажем, «Искусственный разум» Стивена Спилберга, который влиятельное американское издание о кино IndieWire недавно смело объявило лучшим фильмом 2000-х.
А иногда начинающий режиссер просто пытается представить, что получится, если безотказная девушка-андроид, не только выполняющая все пожелания своего «основного пользователя», но и предвосхищающая их, будет выглядеть как Меган Фокс - актриса, вовсе не чуждая новейшим технологиям, правда, в области косметологии и пластической хирургии. Тем более что С. К. Дэйл уже снимал ее в своем дебюте «В западне» (2021) и, судя по всему, остался доволен результатами. Тогда на свет появляется американо-болгарская копродукция, которая в оригинале называется «Подчинение».
Героиню Меган Фокс - домашнего робота, умеющего убирать, готовить и присматривать за детьми, зовут Элис, в честь «Алисы в Зазеркалье». Так ее нарекает девочка Айла (Матильда Ферт), чья мама Мэри (Мадлен Зима), попадает в больницу с больным сердцем. Папа Ник (Микеле Морроне), которому тяжело одному управляться с работой, домом и двумя детьми, немедленно отправляется покупать андроида для помощи по хозяйству. Но длинноногую, пышногрудую и пухлогубую модель выбирает не он, а Айла - впрочем, если вспомнить, что любимой игрушкой поколений девочек стала Барби, это даже вполне реалистично.
В мире, где живут Ник, Мэри, Айла и ее братик Макс (Джуд Гринстайн), андроиды уже давно не диковинка. Они работают не только домашней прислугой, официантами и барменами, но и, например, проводят сложнейшие операции на сердце. Правда, не всем это нравится, как, например, коллегам Ника на стройке, откуда их увольняют, заменив на роботов и оставив только нашего героя в качестве прораба. Нику, впрочем, не до размышлений о будущем квалифицированных работников в мире победившей автоматики - он волнуется за жену, а бунтующие бывшие сотрудники только добавляют головной боли.
А задуматься бы ему следовало, ведь самообучающаяся машина буквально есть у него дома. Здесь авторы идут по пути эротических триллеров 1980-1990-х - соблазнительных страшилок, предлагавшихся поп-культурой в ответ на изменение гендерных ролей в обществе. Элис действует ровно по той же схеме, что и героини тех фильмов, одинокие работающие женщины, воплощавшие в себе угрозу традиционному семейному укладу. Сначала она соблазняет Ника, ведь если у вас есть Меган Фокс, сам бог велел раздеть ее до кружевного белья - хотя зачем андроиду вообще белье, тем более кружевное; затем покушается на семейный секретный рецепт лазаньи; а потом и вовсе слетает с катушек, и остановить ее можно только сплоченным супружеским фронтом. До поры скрепы, как им и положено, побеждают, но что будет дальше - Филип Дик его знает. Пока же, предупреждают авторы фильма, автоматическое обновление ПО на устройствах лучше отключить, от греха подальше…(Юлия Шагельман)