Простой, но при этом по-хорошему искренний триллер о девушке, запертой в психбольнице против своей воли. Лента Стивена Содерберга была снята всего за десять дней в обстановке полной секретности. Запись видео производилась на смартфон iPhone 7 Plus, затем отснятые кадры обрабатывались в приложении FiLMiC Pro. В главных ролях - Клер Фой, Джошуа Леонард, Мэтт Деймон, Джей Фэро, Джуно Темпл, Эми Ирвинг, Айми Маллинз, Сара Стайлс, Зак Черри, Марк Кадиш, Колин Вуделл. Хронометраж - 01:38. Мировая премьера - 21.02.2018. Премьера в Украине - 31.05.2018 (Ukrainian Film Distribution). Оценка www.kino-nik.ru 7/10
О ЧЕМ КИНО: угрожавший безопасности молодой сотрудницы банка по имени Сойер Валентини (Клер Фой) назойливый преследователь заставил ее не просто сменить дом, а уехать в соседний город. Кажется, что здесь Сойер может наконец расслабиться, но призрак сталкера, мелькающий снова и снова где-то в толпе, не дает ей покоя, и девушка обращается за помощью психиатра клиники «Горный ручей». Воспользовавшись натянутыми до предела нервами пациентки, доктора убеждают Сойер остаться в палате на ночь, но новая обстановка дурно влияет на девушку – она проявляет агрессию и оказывается в плену эскулапов еще на семь дней, по их словам, «для собственной безопасности». Но в безопасности Сойер себя не чувствует, ведь среди персонала больницы она видит того самого парня, который два года преследует ее, проникает в ее дом и пристально изучает каждый ее шаг. Вот только никто не верит девушке, признанной душевнобольной, да и сама она уже не уверена, где реальность, а где игра ее воспаленного разума...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: даже вскользь знакомясь с анонсами новой картины Стивена Содерберга «Не в себе», вы непременно увидите жирные указатели на то, что снят этот триллер на самый обычный iPhone. Причем подается это так, словно Содерберг совершил что-то невероятное, до чего никто раньше не мог додуматься. Увы, эта сугубо техническая сторона производства ленты зачастую отвлекает от сути, не дает увидеть главного и верно оценить то, что режиссер подарил всем нам, своим зрителям. А ведь «Не в себе» стоит обсудить не из-за специфичной картинки, а как образец классического психологического или даже психиатрического триллера, выполненного столь просто и столь точно, что многим другим авторам остается только завидовать. Содерберг создал настоящую жанровую жемчужину, и пока остальные смотрели на оболочку, главное волшебство произошло внутри. Начать стоит с того, что Содерберг уже довольно давно заявил, что с кино он завязал, что он уходит «на пенсию» и будет «дружить» только с телевизором. На радость своим поклонникам, мастер свое слово не держит и продолжает снимать отличное кино, в котором раскрывается едва ли не сильнее, чем раньше. Это можно сказать и об «Удаче Логана», и теперь о «Не в себе» – режиссер стал работать с чистым жанром, отказался от постмодернизма и сюжетных экспериментов, чем подкупил явно скучавших по честному кино фанатов. «Не в себе» – триллер без особых примесей, он словно родом из 70-х и 80-х, в нем чувствуется мощь и настоящая опасность для любого из персонажей, и Содерберг этой прямолинейностью упивается. Сюжет представляет собой классическую загадку ненадежного рассказчика. Зритель знакомится с симпатичной, трудолюбивой девушкой, которая от сцены к сцене становится все более «ненормальной», одержимой преследованием, агрессивной, так что в какой-то момент начинаешь подозревать, что в психбольнице ей самое место. Потом в здравости ее рассудка возникают сомнения, начинаются умело выстроенные качели, и в итоге фильм приходит к жестокой и поучительной развязке – Содерберг легко и непринужденно ведет зрителя темными тропинками и не дает отдышаться ни на минуту. Уже за это картина заслуживает высокого балла. Но Содерберг не был бы собой, если бы не вставил в свою ленту пару «шпилек» – он словно походя проходится по весьма сомнительной системе медицинских страховок, демонстрирует беспомощность и незаинтересованность полиции, намекает на харассмент и критически отзывается об адвокатах. Больше того, небольшое камео Мэтта Деймона в фильме демонстрирует совсем уж катастрофическое «падение нравов» – героиню убеждают в том, что с ее страхами, вполне, кстати, реальными, нужно смириться и научиться жить. Содерберг откровенно смеется над подобной готовностью современного человека во всем идти на компромисс. Ну да, вернемся к триллеру. Единственное, что несколько портит впечатление от просмотра, – это то, как быстро Содерберг перестал прятать от зрителя тайну, реальное положение вещей вполне можно было утаивать еще долго, но автор не стал загромождать историю и расставил точки над «i» еще во втором акте. Напряжение от этого не спадает, ведь главное оружие ленты остается в действии – Клэр Фой, исполнившая главную роль, блестяще работает в любой из предложенных режиссером ситуаций. В моменты своего помешательства Фой сильно напоминает миниатюрную версию Сары Полсон, в «Американской истории ужасов» сыгравшей целый отряд психов разной степени буйности. Актерский состав второго плана в фильме не самый выдающийся, но Фой держит общий уровень на высоте. Что же до iPhone, то при желании в картинке «Не в себе» можно найти изъяны – часто она темнее, чем мы привыкли, в ней чувствуется холодный цифровой свет, а временами изображение напоминает телевизионный репортаж. Но есть у этой технологии и плюсы, Содерберг, к примеру, использует не самые обычные ракурсы, размещая смартфон там, где обычной камере было бы тесно. Режиссер смело берет крупные планы или, наоборот, отодвигает объектив, разрушая перспективу и превращая крохотный объем карцера в полноценную сцену. Но это, что называется, «дело мастера боится», автор уровня Содерберга и на пирожок хорошее кино снять сможет.
РЕЗЮМЕ: "Не в себе" - кино хорошее. Не выдающееся, но очень конкретное и лаконичное. Таким и должен быть настоящий жанровый фильм, будь то хоррор или триллер. Содерберг продемонстрировал своим последователям не столько доступность работы над фильмом без профессиональной камеры, сколько возможность творить без оглядки на моду.
подготовил Николай Лежнев