Тщательно продуманный, изобретательный триллер Федерико Альвареса «Не дыши», вышедший на экраны в 2015 году, рассказывал о банде домушников, осмелившихся пробраться во владения слепого ветерана. Отечественные прокатчики просекли «фишку» и по привычке стали называть фильмы с похожим сюжетом точно так же или приблизительно - благо, их с каждым днём становилось всё больше: «Не входи» Джулиуса Берга (в оригинале - «Владельцы»), «Не дыши: Начало» Лаки Макки (в оригинале - «Старик»), и вот, итальянская подделка «Не дыши: Игра на выживание» Винченцо Рикьютто (в оригинале - «Ювелир»). Легко догадаться, что с первоисточником эти творения имеют лишь поверхностное сходство и ничего более. В главных ролях - Джузеппе Памбьери, Таня Бамбачи, Джанлука Ваннуччи, Стефания Казини, Майк Чимини, Андреа Порти, Стефано Френьи, Антонио Кортезе, Маттео Сильвестри, Валентина Карбоне. Хронометраж - 01:29. Премьера - 08.10.2022 (Grimmfest). Премьера (мир) - 23.03.2023. Цифровой релиз - 18.05.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: наркоман Роберто (Джанлука Ваннуччи) получает известие о том, что некий пожилой ювелир живет и работает не в городе, а в загородном доме в глуши. Он предлагает своим приятелям гоп-стопщикам Стефано (Майк Чимини) и Арианне (Таня Бамбачи) захватить щедрую добычу, однако с самого начала все идет не по плану. В доме они ничего не находят но и выбраться наружу не могут. Приходится брать беспомощного старика Антонио (Джузеппе Памбьери) и его жену Джованну (Стефания Казини) в заложники и выпытывать, где спрятано золото на миллионы долларов. Но, когда бандиты проникают в секретную комнату, дверь за ними захлопывается и они оказываются в мышеловке….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: дебют ученика Абеля Феррары, Винченцо Рикьютто, мог бы стать неплохим среднестатистическим хоррором, если б у автора было достаточно смелости, мальчишеского задора и некой наглости в изложении трёхкопеечной истории, походящей на подростковую бульварную страшилку. Если бы грабители и пожилая пара внутри этой истории обладали не картонными, а живыми, разносторонними характерами. Если бы Винченцо запретил себе тупо нагнетать ужасы и придумал, как добавить в сценарий немного чёрного юмора, либо душераздирающей трагедии, либо залихватских сюжетных поворотов, не полагаясь лишь на силу визуального воздействия, которая, увы, тоже выражается минимумом средств и операторских решений (отдельная хвала за стильные начальные титры).
Чуда не случилось. Фильм условно следует разделить на три взаимоисключающие части: интригующая завязка, долгий диалоговый понос а-ля «я круче вас, потому что знаю больше» и мучительно растянутый финал, где ужасы - ради ужасов, безумцы безумны из-за безумия богоподобных идей, а пытка присутствует только одна, но смакуется так самозабвенно, что уже вовсе не пугает. И героям сопереживать не хочется от слова «совсем»: ублюдки истребляют других ублюдков, предсказуемость сего процесса рассчитана буквально по нотам, никого по ту сторону выбранной локации не ждёт, например, бедная сестрёнка или ребёнок, коему необходимо родиться вместо ранее убитого при несчастном случае.
Нулевая степень положительности во взаимоотношениях всех со всеми, а из мотиваций - лишь банальные отговорки: «мы бедны и вынуждены воровать» или «зло должно быть наказано метафорически оригинальным способом с применением мастерства кудесника». Да пожалуйста! Делайте что хотите, только угомонитесь. Сравнения неизбежны: «Не дыши» Альвареса на три головы выше «Ювелира» по всем параметрам. Это было классное кино, в нём работала каждая мелочь, в то время как «Ювелир» сам по себе - мелочь, пытающаяся показаться классной, а по итогу не работающая вообще. Хотя предпосылки были не самые плохие.