Лента Карлоса Рейгадаса была номинирована на главную премию Венецианского кинофестиваля и это самый личный (возможно, слишком личный) фильм в карьере мексиканского последователя Тарковского. Но для личностной драмы картина чересчур дистанцируется от своих героев, а для “мексиканского Тарковского” Рейгадас слишком много говорит. В главных ролях - Карлос Рейгадас, Наталия Лопес, Фил Бургерс, Рут Рейгадас, Яго Мартинес, Мария Хагерман, Элеасар Рейгадас. Хронометраж – 02:53. Мировая премьера – 05.09.2018. Премьера (РФ) - 17.01.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Хуан (Карлос Рейгадас) и его жена Эстер (Наталия Лопес) живут на уединённом ранчо где-то в мексиканской глубинке. Он — поэт, и довольно известный, правда, теперь селекция быков его занимает куда больше ямбов и анапестов. Она — жертва первой пылкой любви, вынужденная теперь всё время посвящать семье и детям. Когда на ранчо приезжает Фил (Фил Бургерс) американский приятель Хуана, Эстер заводит с ним страстный роман. Муж об этом узнаёт, но ничего не предпринимает — его, кажется, вообще не обижает измена. Только то, что жена не хочет с ним её обсуждать…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Наше время» открывается, возможно, самой красивой сценой из всех, что были в фильмах ушедшего года. Прекрасный широкоугольный портрет ребяческих забав, изощрённо снятый пустяк, безмятежный и чувственный. Всего за десять минут детских игр и юношеских заигрываний Рейгадас проводит нас сквозь годы человеческой жизни, консервирует время в маленьком пространстве мексиканского пляжа. Формально он всего лишь показывает, как развлекаются дети главных героев, — глобально он умещает в краткой форме мироощущение сразу нескольких жизненных этапов.
Сцена заканчивается, герои на экране взрослеют. Но безмятежность никуда не уходит, как не уходит и восхитительная сельская лирика мексиканской глубинки — этакого оторванного, абстрактного мира гармонии и спокойствия, где одни лишь быки, да пейзажи, да радость, да благодать. Первые полтора часа «Нашего времени» — бесподобная кинопоэзия, в которую совершенно не хочется вникать, но хочется ощущать, проживать, существовать вместе с ней. Вот только те, кто видел работы Рейгадаса ранее, наверняка поймут, что где-то здесь закрался подвох. Его кино ведь вовсе не про радости жизни.Скорее про её агонию.
И действительно, ровно посередине происходит надлом. Фильм от общего переходит к частному — бытовой истории об измене, отношениях, любви и сексе. Широкие пастбища сменяются душными комнатами, свободолюбивую камеру цепями прибивают к штативу. Поэзия становится прозой, изящный киноязык прогибается под тяжестью языка словесного, языка любовных писем и закадрового бубнежа. Даже сама природа мексиканских прерий подчиняется бытовому, от широкой символики уходит в узкую метафору половых сношений (бык сажает коня «на рога», да).
Это, в общем-то, обычная болезнь фестивальных фильмов — многим режиссёрам куда интереснее писать пространство, чем то, что в нём происходит (или же у них это просто лучше получается). В лёгкой степени тем же страдали, например, прошлогодние «Лицо» и «Между рядами». Оба — потрясающие фильмы, но с заметным сломом в динамике в том месте, где от забавного бытописания им надо перейти к конкретным драмам конкретных героев. У Рейгадаса то же самое, только у него этот контраст куда заметнее — потому что сколь прекрасно его общее, столь же скучно частное.
Рейгадас загоняет себя — а одновременно и зрителя — в бесконечный цикл мытарств и истерик. Видно, что ему в этих рамках тесно: фильм то и дело пытается вырваться из тесных комнаток нудных страдальцев и отправиться куда-то вверх — чего стоит одна сцена приземления самолёта, снятая как бы «от первого лица». В этом, наверное, и есть творческий замысел режиссёра — через зрительское восприятие передать то, что чувствует сам герой, у которого отобрали маленькие радости жизни и заставили слоняться по узким коридорам и подворотням, неловко поглядывая в окошко на то, как развлекаются другие.
А раз уж так задумано, то вроде как и критиковать фильм не за что. Но все равно обидно, что Рейгадас предаёт себя и, отбросив всякую метафизику, спускается на землю и пытается давить через рациональное. Видимо, таков побочный эффект того, что «Наше время» — самый личный фильм режиссёра, о чём он, кажется, только рад лишний раз напомнить...(Ефим Гугнин)
РЕЗЮМЕ: как правильно заметил один иностранный журналист, это «фильм Рейгадаса о Рейгадасе для Рейгадаса», трёхчасовой сеанс у семейного психолога, обёрнутый в тяжеловесный переплёт и предоставленный на откуп публике. Но для личностной драмы фильм чересчур дистанцируется от своих героев, а для «мексиканского Тарковского» Рейгадас слишком много говорит…
подготовил Николай Лежнев