Баженову (BadComedian) работёнка подъехала...
Рио Браво в первую очередь вызывает воспоминания о вестерне Говарда Хоукса 1959 года. В нем снялись суперзвезды Джон Уэйн, Дин Мартин, Рики Нелсон. А теперь, в фильме Джо Корнета, приграничный городок в Техасе станет ареной противостояния персонажей, которых сыграли культурист, кик-боксер и каратист, известный фразой: «Я пришёл к вам с миром» из фильма про кровавого инопланетянина. И к гадалке не ходи - проект от любимца блогера BadComedian, актёра и продюсера Александра Невского, шедевром не станет, но свои небольшие деньги принесёт. Плюсом же можно назвать возрождённый интерес к герою Гражданской войны в США, полковнику лейб-гвардии Российской Империи Ивану Турчанинову. В главных ролях - Александр Невский, Оливье Грюнер, Джо Корнет, Ли Доусон, Маттиас Хьюз, Натали Денис Шперл, Керри Гудвин, Трэвис Миллс, Уильям Карр, Джон Маррс, Роберт Ливингстон. Хронометраж - 01:25. Премьера (мир) - 30.05.2022. Цифровой релиз - 08.07.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: в 1873 году небольшой приграничный городок в Восточном Техасе подвергается нападению злобной, кровожадной банды преступников, известной как «Адские гончие». Иммигрант из России, русский полковник лейб-гвардии Российской Империи Иван Турчанинов (Александр Невский), маршал округа Остин Картер (Оливье Грюнер) и шериф города (Ли Доусон) бесстрашно противостоят нашествию жестоких убийц….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: рецензия на этот раз будет очень странной - про фильм, честно говоря, говорить особо нечего. Он вызывает интерес лишь тем, что показывает - как можно зарабатывать в кино если у вас нет таланта, зато есть коммерческая жилка.
Кто-то, как продюсер Рэндолл Эммет, благодаря знакомству с вышедшим в тираж Брюсом Уиллисом, клепает десятки киношек с именем звезды на афише. А кто-то поступает умнее. «Узбагойдезь! Невский просто, как и Уве Болл отмывает чьи-то бабки» - так прокомментировал известие о съёмках «Нападения на Рио Браво» один из блогеров. Уве Болл - немецкий кинорежиссёр, в основном известный своими экранизациями компьютерных игр. В Соединенных Штатах его фильмы очень часто терпели крупные неудачи в кассовых сборах. К примеру, фильм «Дом мёртвых» с бюджетом в 12 млн долларов собрал лишь 5,73 млн долларов в первый выходной. Фильм «Один в темноте» с бюджетом в 20 млн долларов собрал лишь 5,1 миллиона. «Бладрейн», который был сделан за 25 млн долларов, собрал 2,42 миллиона. Самой неприбыльной картиной за его карьеру была «Во имя короля: История осады подземелья», которая собрала (по кассовым сборам мировой премьеры) не более 10 млн долларов с бюджетом в 60 миллионов. В 2005 Болл смог обеспечить финансирование своих фильмов благодаря изменениям в немецком налоговом законодательстве. Новый закон позволил 100 % средств, инвестированных в германские фильмы, списывать в налоговые вычеты. Инвесторам достаточно было лишь выплатить налог за прибыль, полученную от кассовых сборов (!!!), и если фильм терпел финансовую неудачу, инвесторам возвращалась большая часть денег с общей налоговой суммы. Методы финансирования, используемые режиссёром, получили негативную реакцию публики. А его фильмы вызывают жёсткую критику как со стороны любителей игр, так и со стороны зрителей. Болла даже иногда называют «Худший режиссёр всех времён и народов». Экранизации Болла неоднократно попадали в ТОР-100 худших фильмов всех времён на сайте imdb.com. В 2008 году Болл вызвался снимать фильм по мотивам игры «World of Warcraft», но получил отказ от создателей упомянутой игры Blizzard Entertainment, которые ответили Боллу: «Мы не станем продавать права на съёмки фильма вам… в особенности вам».
Актёр и продюсер Александр Невский (Курицын) снимает такое же дерьмо как Эммет или Болл, но берет у них лучшее для продвижения своих проектов. Невский всегда на позитиве и действительно знаком с Арнольдом Шварценеггером (поговаривают, что Железный Арни сыграет во второй части «Нападения на Рио Браво». В фильмах Невского можно увидеть эффектных физически актеров из боевиков, которые были популярны в 90-х - Дэнни Трехо, Бай Лин, Эрик Робертс, Марк Дакаскос, Каспер Ван Дин, Кэри-Хироюки Тагава, Синтия Ротрок, Дон «Дракон» Уилсон, Тиа Каррере, Эдриан Пол, Роберт Дави, Кристанна Локен, Арманд Ассанте, Эндрю Дивофф, Дэвид Кэрредин, Шерилин Фенн, Майкл Йорк, Джоанна Пакула. Не говоря уже о том, что он даёт работу многочисленным исполнителям со своей родины - только за это стоит Невского уважать. По поводу финансирования… Можно предположить, что в первых его фильмах мало востребованные на тот момент актёры работали за отдых в экзотических местах Таиланда, попутно их рекламируя. Теперь же в ход идут экзотические имена, вроде героя Гражданской войны в США, бывшего русского из донских казаков Ивана Турчанинова. Правда, неясно - как в фильме Джо Корнета он очутился в Рио Браво, вдали от своего места проживания (Чикаго) и от Чаттануги, в которой обрёл боевую славу. Но то такоэ….
Чуть ниже можно прочитать биографию реального Турчанинова и интервью Александра Невского к его 50-летию - чувак он, конечно, бесталанный, но вполне положительный и уважаемый…
«РУССКИЙ ГРОМ» или «БЕЗУМНЫЙ КАЗАК»?
Иван Васильевич Турчанинов (1822 - 1901), более известный под американизированным именем Джон Бэйзил Турчин - русский и американский военачальник, полковник Русской Императорской армии, бригадный генерал Армии Северян во время Гражданской войны в США. Турчанинов родился в семье войскового старшины В. П. Турчанинова, героя войн с Наполеоном, и был представителем известного дворянского рода, происходившего из донских казаков. В 1844 году, проявив незаурядные способности к воинской службе, был принят на службу в Императорскую гвардию. В чине поручика под руководством фельдмаршала князя Паскевича в 1848-1849 годах участвовал в подавлении восстания в Венгрии. Произведённый в чин подъесаула, зачислен на службу в Генеральный штаб с 1853 года. Был лично знаком с Цесаревичем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II. Первым из офицеров Генерального штаба стал добровольцем в Крымской войне 1853—1856 годах. В 1855 году произведён в полковники. В это же время Турчанинов, видя несовершенство общественного устройства России, пришёл к выводу о необходимости реформ, став убеждённым противником крепостного права. С 1853 года Турчин состоял в тайной переписке с А. И. Герценом, в письмах к которому и изложил свои воззрения на судьбу России. В 1856 году, проходя службу в Польше, неожиданно, под предлогом необходимости лечения на водах в Мариенбаде выехал туда, а затем эмигрировал в США вместе со своей молодой женой. Никаких материальных причин для отъезда не было, наоборот, к моменту эмиграции Турчанинов сделал блестящую карьеру: он занимал пост начальника штаба корпуса в Польше, пользовался расположением императора, перед ним открывались блестящие перспективы. Видимо, Турчаниновым двигал авантюризм в лучшем смысле этого слова: желание принять участие в строительстве молодой страны. Вследствие этого в 1858 году в чине полковника он был исключён со службы русской армии. За «невозвращение к месту службы» ему грозил в России военный трибунал.
По прибытии в США чета Турчаниновых сначала приобрела небольшую ферму под Нью-Йорком, неудачно пыталась заниматься земледелием и разорилась. Именно тогда Иван Васильевич Турчанинов изменил своё имя на американский лад и стал называться Джон Бэйзил Турчин, его жена Надежда взяла имя Надин. Познакомившись с реалиями американской жизни, Турчин понял, что в США не меньше проблем, чем в России. В письме к Герцену от 1859 года он написал следующее: «Разочарование мое полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос… Эта республика - рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые чёрные происки окупаются деньгами…» Турчин окончил инженерное училище, а Надин - медицинское. В 1859 году семья поселилась в Чикаго. В этом городе и штате они прожили до конца своих дней. Турчин устроился на работу на Иллинойсскую центральную железную дорогу инженером-топографом, после чего Турчаниновы стали материально обеспечены и вошли в высший свет. Так, Иван Турчанинов дружил с предпринимателем Джорджем Макклеланом и адвокатом Авраамом Линкольном. Первый из них во время Гражданской войны был главнокомандующим армии северян, а второй, как известно, занял пост президента США.
Турчанинов принял активное участие в Гражданской войне на стороне северян, сочетая, по словам одного из американских журналистов, «полученное в России военное образование с американским патриотизмом». В начале войны (июнь 1861 года) Турчин вступил в федеральную армию. Как кадровый военный он сразу получил чин полковника и принял 19-й Иллинойсский пехотный полк. Солдаты сами выбрали своего командира, отдав предпочтение Турчину перед его оппонентом, полковником Улиссом Грантом, который стал командиром 21-го пехотного полка, а впоследствии главнокомандующим армией Союза и президентом США. Турчин был талантливым командиром и сумел превратить свой полк в одну из самых боеспособных частей северян. Вскоре ему поручили возглавить 8-ю бригаду дивизии Митчелла, состоящую из четырёх полков. В бригаде Турчин также вскоре навёл железную дисциплину и она превратилась в одну из лучших в Армии Соединённых Штатов. С начала 1862 года отношения между Турчиным и главнокомандующим Бьюэллом стали постепенно ухудшаться, для чего было две причины. Во-первых, резкое неодобрение командующего вызвала деятельность Турчина, который отказался возвращать плантаторам негров-рабов, искавших защиты в его лагере. Бьюэлл, один из немногих генералов-северян, владевших рабами, считал эти действия противозаконными. Во-вторых, негативную реакцию уже со стороны Турчина вызвала пассивность Бьюэлла, не проводившего активных боевых действий. Многие подозревали генерала в симпатиях к южанам, поскольку, как уже было сказано, он сам владел рабами.
Проявив инициативу, Турчин, вместе с другим полковником, Митчеллом, без приказа перешли в наступление. Бригада Турчина первая вошла в города Нашвилл и Хантсвилл. 2 мая 1862 года был взят город Афины (Алабама), после чего солдаты устроили в городе грабёж. Инцидент получил огласку и пресса дала Турчину прозвища «Русский Гром» и «Безумный казак». Несмотря на то, что обстоятельства этого события были неясны, Турчина отдали под военно-полевой суд, приковаваший к себе внимание всей страны. Досудебная следственная комиссия установила невиновность Турчина, но суд, среди членов которого были сторонники южан, признал Турчина виновным и уволил его из армии. Однако одновременно с судом, в поддержку Турчина выступила общественность Севера: в Чикаго его встретили как героя. Симпатизирующий Турчину президент Авраам Линкольн в самый разгар процесса, присвоил Турчину звание бригадного генерала. Таким образом, решение суда об отставке Турчина ещё до оглашения приговора юридически сводилось к нулю, так как суд, члены которого, кроме председателя, были полковниками, не имел полномочий судить генерала.
В ходе Гражданской войны Турчин отличился в ряде сражений, но именно в 1863 году наступил его «звёздный час» - он прославился в битвах при Чикамоге и Чаттануге. В результате победы при Чаттануге ситуация на Западном театре военных действий кардинально изменилась: стратегическая инициатива окончательно перешла к северянам. Весной 1864 года армия генерала Шермана начала знаменитый «рейд к морю», в ходе которого провела стратегически важную битву за Атланту - крупнейший военно-промышленный центр Юга. Генерал Турчин вместе со своими солдатами принял активное участие в этом походе. Турчин дошёл до небольшого городка Чаттахучи. В июне 1864 года Турчина поразил сердечный приступ, и он был вынужден оставить службу. Так завершилась военная карьера одного из самых талантливых командиров северян.
Позднее Турчин написал императору Александру II прошение, в котором предложил свои услуги как боевого генерала (шла русско-турецкая война 1877-1878 годов), но получил отказ: Александр напомнил военному министру и члену Государственного совета Д. А. Милютину, просившему удовлетворить эту просьбу, что ещё в 1860 году на одном из митингов в Америке Иван Турчанинов весьма дерзостно отзывался о самодержавии в России. Турчины впали в бедность, и его бывшие подчинённые, в прошлом солдаты 19-го Иллинойсского полка, добились для Турчина небольшой пенсии от Конгресса США - 50 долларов. Турчин скончался в 1901 году в казённой больнице для душевнобольных в городке Энна и был похоронен с воинскими почестями на военном кладбище в Маунт-Сити, штат Иллинойс…
Необычная биография Турчина привлекла к себе большое внимание историков. Биография «русского американского генерала» хорошо изучена как в России, так и в США. Историки по праву называют его прекрасным командиром, талантливым стратегом и тактиком, хорошим администратором, умело руководившим подчинёнными ему войсками. Особо отмечается большое мужество генерала, неоднократно лично водившего своих солдат в атаку. Указывается на высокие нравственные качества Турчанинова, который отказался от блестящей карьеры, ожидавшей его в России, ради того, чтобы принять участие в созидании США. Вместе с тем на Западе (особенно на юге США) есть определённая тенденция за инцидент в Афинах изображать Турчина как «дикого казака» и злодея, несмотря на то, что сам президент Линкольн, по сути дела, оправдал его. Неприязнь южан к Турчину объясняется его ярко выраженной антирабовладельческой позицией — Турчин являлся активным борцом за отмену рабства в США. Одному из американских соратников Турчина принадлежат слова: «Он был одним из самых всесторонне образованных и знающих солдат страны. Он любил нашу страну сильнее, чем многие её уроженцы».
НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО И НЕ ВСЕ ТАК ГРУСТНО: Дружба со Шварценеггером, звонок Вайнштейна и успех на Netflix: как Александр Невский победил всех!
Август 2021 года, Беверли-Хиллз. Пятница, время к обеду. Адрес, который накануне дал мне агент Александра Невского, любопытный: в соседнем здании находится ресторан E.baldi - легендарное в определенных кругах место; там есть стол, всегда зарезервированный за Аль Пачино и бывшим CEO Disney Бобом Айгером; персонал заведения называет этот стол Железным троном. Выясняется, что наша встреча пройдет в еще более примечательном заведении - закрытом сигарном клубе Grand Havana Room. В Лос-Анджелесе нигде нельзя курить, но все ходят в шортах. В Grand Havana Room курить можно и нужно, а вот шорты после пяти часов вечера запрещены. Еще туда невозможно попасть, не будучи членом клуба, а членом клуба стать невозможно.
«Вы к Александру?» - спрашивают на ресепшене, неодобрительно косясь на мои шорты. К счастью, до пяти еще далеко. Посетители Grand Havana Room - небрежно одетые седые мужчины с цепкими взглядами («старые деньги», как здесь говорят) и молодые люди с часами за шестизначные суммы в долларах. Александр Невский возвышается над ними горой, даже когда сидит: почти два метра роста, сигара в зубах, бицепсы с голову некрупного человека, футболка со Шварценеггером и огромный будильник Panerai Submersible на запястье - эту марку носят Сталлоне и сам бывший губернатор Калифорнии.
За месяц до нашего разговора русский интернет рассматривал удивительные картинки: Арнольд Шварценеггер пришел на пятидесятилетие к Александру Невскому, спел ему «Happy Birthday» и подарил подарки. Многие челюсти отвисли: в русском интернете к Невскому относятся достаточно агрессивно, а его взаимоотношения с Арнольдом почему-то считают односторонними, без участия Арнольда.
Невский реагирует спокойно: «Я видел, мне присылали ссылки. Дело в том, что я свою карьеру построил на мечте и знаю, что моя жизнь и моя карьера у многих не укладывается в голове. Про то, что Шварценеггер пришел ко мне и посмотрел мой фильм „Максимальный удар“, я рассказывал четыре года назад! Про то, как я со Шварценеггером в свое время познакомился, как отдал ему книжку Михаила Сергеевича Горбачева с автографом, я за последние двадцать лет тоже рассказывал много раз. Арнольд доказал, что можно изменить свою жизнь и жить мечтой. Мы неоднократно встречались, качались, общались. То, что Арнольд пришел ко мне на день рождения, не было для меня шоком. Он был и есть мой герой. Да и ваш, наверное, тоже. Он мне много всего подарил, - продолжает Невский. - Сигары свои именные, но я курю Кубу, а его сигары храню. Арнольд все помнит! Знаете, почему он мне эту майку подарил? - на Невском футболка с силуэтом Арнольда Шварценеггера и надписью «Columbus, Ohio». — Потому что в первый раз я с ним встретился в городе Колумбус, штат Огайо, куда я приехал гостем от России на конкурс Arnold Classic в 1998 году! По-английски я в то время говорил одну фразу: „Sir, in my country, you have many, many fans“. Я ему это сказал в первый день, потом во второй день, а на третий он сказал: „Я помню!“ Он ведь все помнит! И, кстати, он не просто спел мне „Happy Birthday“ на дне рождения - он спел „Happy Birthday, my monster“!»
Сегодня в это сложно поверить, но российская селебрити-культура конца 1980-х - начала 1990-х была крайне монолитной и сфокусированной на ограниченном списке персонажей. Кроме Шварценеггера, Сталлоне и Брюса Ли, для подростка мужского пола не существовало ролевых моделей. Это были небожители, деяния которых передавались из уст в уста (и в процессе страшно перевирались); видеосалон и качалка тогда были их храмами. Почти в каждом классе был мощный парень по прозвищу Арнольд. Или Шварц. Или Конан. Или Киборг. Поставить себе цель познакомиться и подружиться с Арнольдом Шварценеггером в тогдашней системе координат было полным безумием. «А получилось это только у вашего покорного слуги, - заканчивает Невский рассказ о Шварценеггере. — Поэтому понятно, что самое простое - не поверить в нашу дружбу. Такой вот защитный рефлекс безволия».
Дальше наш разговор переходит на тему русских соцсетей. «Краем глаза я, естественно, слежу за паблисити в России, - говорит он. - Но у меня столько дел здесь, что я не особо рассматриваю негативные вещи. Просто то, что я делал в 1990-е годы в России, было просто unconditional love. Я не пел, в кино не снимался, я был звездой бодибилдинга и пропагандировал спорт». Он рассказывает, что с хейтом сталкивался еще тогда: «Не любили меня, может, человек пятнадцать продавцов анаболиков, потому что я в каждом интервью говорил, что анаболики есть не надо. И мне удалось достучаться до сотен тысяч людей, которых я подтолкнул к тому, чтобы менять свою жизнь». Александр вспоминает об одном из первых московских тренажерных залов - второй был в гостинице «Спорт», куда никого, кроме олимпийцев, не пускали. «Туда даже Шварценеггера не пустили, когда он приехал сниматься в „Красной жаре“. У него не было письма-разрешения от Госкомспорта, и тогда он поехал в подпольную качалку». В таких подпольных залах в конце 1980-х продавали стероиды, и мало кому приходило в голову интересоваться, из чего они синтезированы и какими долгосрочными эффектами обладают. У Невского с анаболиками были (и остаются) идеологические разногласия: «Я начал выступать против них везде! Тогда закона даже не было. Перед тем как уехать в Америку, в 1998 году я в Думе принимал участие в его обсуждении. А до этого по телевизору везде — от программы „Тема“ до программы „Человек и закон“ - говорил, что это не нужно принимать».
В январе 2018 года во влиятельном индустриальном издании Hollywood Reporter вышло небольшое, но резонансное интервью с Невским, суть которого изложена прямо в заголовке: «Русский член HFPA (Голливудская ассоциация иностранной прессы) о Харви Вайнштейне: „Жаль, не довелось ему по морде дать“». Я спрашиваю Александра об этом заявлении. «Проблема, Андрей, в том, что Вайнштейн, бесспорно, негодяй, - отвечает Невский, - но при этом он гений независимого кино. Как человек, который голосует за присуждение премии „Золотой глобус“ с 2003 года, я вижу эту яму, вот эту дыру, которая образовалась, после того как Вайнштейна не стало».
По здешним меркам это звучит провокационно: имена Вайнштейна (Невский называет его в американской транскрипции — «Вайнстин») и, например, Кевина Спейси всуе упоминать не принято, говорить об их прошлых заслугах тем более. При этом в Америке то, что в России называют новой этикой, видится методом решения институциональных проблем, накопившихся в Голливуде. А в России она вызывает крайне острую реакцию.
Дальше собеседник предупреждает, что я буду первым, кто услышит историю про Вайнштейна, связанную с дебютом Невского на международном рынке, и рассказывает про 2003 год. «Я тогда снял фильм „Московская жара“, - начинает он. - К тому времени я уже выучил язык в UCLA, выучил актерское мастерство в Институте Ли Страсберга и вступил в HFPA. У меня было достаточно связей. Это был первый год, когда я должен был голосовать за „Золотые глобусы“».
И тут необходимо вспомнить, что в начале 2021 года HFPA и, как следствие, «Золотой глобус» оказались в эпицентре скандала. HFPA разругали за недостаточную инклюзивность, а это в современном Голливуде пострашнее коррупции. По соответствующему поводу высказались многие влиятельные издания, NBC временно сняла «Золотые глобусы» из своей эфирной сетки. В результате в HFPA сменилось руководство и началась масштабная реформа. В любом случае и 20 лет назад, и сейчас крайне трудно повлиять на мнение членов Киноакадемии, которые голосуют за «Оскар», потому что их несколько тысяч, но можно попытаться выстроить связи с членами Hollywood Foreign Press, которых тогда было около ста или даже меньше.
«И вот в какой-то момент у меня раздается звонок, - подводит к кульминации Невский, - молодой человек говорит в трубке, что „…Mr. Weinstein for you“. Дальше раздается голос Харви Вайнштейна, который мог стакан кинуть в ассистента, который, как мы знаем, делал все эти ужасы с подчиненными. Но когда он хотел, то был само очарование. И он сказал: „Александр, от всей души, во-первых, позволь тебя поздравить с тем, что это первый год, когда тебе выпала честь голосовать за ‚Золотой глобус‘. А во-вторых, у меня и моего брата Боба есть ‚baby‘, ‚labor of love‘, который называется ‚Плохой Санта‘. И этот маленький фильм очень важен для моего брата Боба и для меня… Получил ли ты скринер, Александр?“ Он прекрасно понимал, что если он начнет двигать его как коммерческий рождественский фильм, то аудитория это не примет. А вот если он начнет продвигать его как арт, то это будет другая история». Дальше неизбежное: Вайнштейн, по словам Невского, вежливо попросил его обратить внимание на «Плохого Санту» - не проголосовать, а именно, как это называется в индустрии, «give your best consideration».
«Прежде чем он повесил трубку, - продолжает рассказ Невский, — я сказал: „Mr. Weinstein, I have a baby myself and I need your advice“. Там возникла легкая пауза, так как акцент в то время у меня был сильнее, а потом у него голос изменился слегка, и он говорит: „Че те надо от меня?“ Я говорю, мне совет нужен. Я в России известен, а здесь пока нет. Я сделал свой первый фильм как продюсер, у меня там Майкл Йорк, у меня там Эдриан Пол. Есть картина, есть имена, но я не знаю, что мне дальше делать. Вайнштейн на это сказал: „Александр, когда картина будет готова, позвони мне лично, и я дам тебе все необходимые советы. Спокойной ночи“. И прежде чем он повесил трубку, я говорю: картина готова! Он был удивлен, потому что я не хотел продать сценарий, продать идею, еще как-то попить кровь. Нет, у меня был готовый фильм, причем хорошо снятый».
Культурист из России просит об одолжении титана независимого кино? В Голливуде схема «услуга за услугу» не работает в принципе, тем не менее после этого разговора «Московскую жару» взял в международную дистрибьюцию независимый мини-мейджор Lightning Entertainment, который, в свою очередь, предложил картину Universal. А вот «Плохой Санта» никакого «Золотого глобуса» не получил.
Невского в русском интернете любят дразнить цифрами прокатных сборов его фильмов: они, если верить IMDb, незначительные. Однако кинобизнес устроен сложнее, и Невский раскрывает схему продажи независимого кино в достриминговую эпоху: «Universal не взяла картину в театральный прокат, но она взяла ее на DVD. А 18 лет назад DVD были везде: Blockbuster на каждом углу, DVD продавались в аптеках, на заправках, и главным было попасть на правильную полку. „Московская жара“ - картина стоимостью меньше миллиона долларов, которая в России и СНГ собрала 1,1 миллиона. DVD в России дали нам еще 100 тыс. долларов. Дальше я лично заключил сделку с Первым каналом, который поставил „Московскую жару“ в новогоднюю сетку 2005 года, и 3 января они порвали по рейтингам Джеймса Бонда. Дальше вторая премьера на НТВ, третья премьера на ТВЦ. Одним словом, вложив меньше единицы в „Московскую жару“, мы вынули под полтора только из российских продаж. Продажа международных прав, сделка с Universal и Showtime — это все принесло еще под два миллиона. А сейчас фильм будет переиздан на Amazon Prime».
Александр Невский вспоминает, что сам привез Майкла Йорка на премьеру в Россию и занимался раскруткой «Московской жары», что благодаря связям и селебрити-статусу он смог обеспечить своему фильму громкую премьеру и зрителя в России. «Это стало моим ноу-хау - снимать на английском, дублировать на русский и в России выпускать фильм как мой кинотеатральный проект, а на международном рынке продавать оригинальную англоязычную версию, отталкиваясь от меня и от моих голливудских коллег, - рассказывает он о своем закреплении в кинобизнесе. - А дальше дистрибьюторы уже сами были готовы финансировать мои фильмы. Ну, в начале не на 10 млн долларов, а на два».
Кинематограф романтизирует историю про первые шаги в Голливуде примерно с момента собственного изобретения, а о провалах и драмах предпочитает либо умалчивать, либо также их романтизировать, как в «Ла-Ла Ленде». Невский - иммигрант, и, значит, пробиться ему было в разы сложнее. Мы говорим о его попытке запустить актерскую карьеру в США: «Как только я переехал, начал ходить на кастинги, но быстро понял, что мне будут давать играть только русских бандитов. Их поначалу неплохо играл Олег Тактаров, но вы помните, куда это его привело. К сожалению, in the long run это ничего не стоит. Через пять-десять лет вас сменят какие-нибудь здоровые словаки или чехи, которые будут играть тех же самых русских. Всё, следующий!»
Надо отдельно сказать об этом «long run», «labor of love» и прочих англицизмах в речи Невского, за которые его в том числе покусывают в российском интернете: со стороны они воспринимаются как неуместный выпендреж. Разумеется, это не позерство. Дело в том, что годы в соответствующей языковой среде перестраивают мозг так, что половина мыслей и почти все устойчивые выражения приходит в него по-английски. Чтобы перевести их обратно на русский, требуется осознанное усилие, а в повседневной речи делать его как-то странно. Отсюда «абсолютли» и все остальное.
«Меня были готовы взять в проект „Battle Dome“ - шоу типа „Американских гладиаторов“, - продолжает Невский. - Они готовы были дать мне членство в Screen Actors Guild и платить около 2000 долларов в неделю, что в 2000 году было хорошими деньгами! Да я за квартиру платил две тысячи в месяц, а тут четыре недели по две тысячи». Невский приехал на кастинг, как его и просили, одетым в черную майку и голубые джинсы и увидел триста человек в таком же наряде. «Первый кастинг я прошел. На втором было уже человек сорок, сидел кастинг-директор, который лично отсматривал претендентов. И вот когда нас осталось шестеро, каждому по факсу пришел контракт. Я начал его читать: „Columbia Tristar Television и Александр Невский договариваются о следующем…“ Ну, думаю, все, прорвался! И здесь они мне впервые за все это время дали прочитать сценарий. По концепции там одни и те же бойцы: один - американец, второй - русский, третий - африканец, и так далее. И русский, естественно, должен быть представлен чуть ли не с серпом и молотом на трусах. Перед этой последней дверью я сказал: „Извините, но я не буду. Я не могу“. А представляете кастинг-директора?! Как „не могу?“ Я говорю: „Нет. Не могу так возвращаться к своей аудитории“. Ну как я вернусь к людям, которых я вдохновлял от Москвы до Ростова, с такой историей в трусах с серпом и молотом?!»
Здесь беседа делает драматический поворот по законам кольцевой драматургии, и мы возвращаемся к Шварценеггеру. «Когда в 2000 году я впервые официально был представлен Арнольду вон там, недалеко от Родео-драйв, я его спросил, что мне делать-то вообще. Он сказал тогда: «Ты парень фактурный, позитивный. Смотри, во-первых, не теряй свою аудиторию в России. Во-вторых, разберись, как сделать, чтобы здесь не зависеть ни от чьих решений, а делать все самому». Невский не раз рассказывал в интервью о советах, которые давал ему Шварценеггер, но, по его мнению, молодое поколение в России не хочет воспринимать позитивную информацию. «Ну ничего, мы с вами их к этому подтолкнем!» - говорит он.
Подталкивать вообще важно, причем порой в прямом смысле. Невский вспоминает, что у его первого тренера по боксу висел плакат с выражениями знаменитых людей, и на нем была цитата Байрона: «Каждый уважающий себя мужчина должен уметь скакать на лошади, фехтовать и боксировать». А Луначарский говорил, что именно бокс максимально развивает уверенность в себе. «Когда я был маленьким и худеньким, - признается Александр, - очень хотел, чтобы у меня был старший брат, который бы меня защищал. Но бокс дал мне стержень! Он дал понимание, что никто уже не сломает. Что никто и не нужен, чтобы себя защищать, раскручивать, перевозить из страны в страну, чтобы в итоге себя сделать звездой». Мы сходимся на том, что мальчиков из интеллигентных семей нужно учить драться - всех остальных улица научит и так.
В это время к нашему столу подходит седой мужчина в джинсах и выцветшей футболке с Бэтменом. Они с Невским обнимаются и обмениваются несколькими фразами формата «Надо дообсудить», «Там есть вопрос по монтажу» и «В понедельник увидимся». Это Эрик Бреннер, продюсер оскароносного «Сумасшедшего сердца» с Джеффом Бриджесом. Он же занимается следующим фильмом Александра Невского «Нападение на Рио-Браво».
При всей нелюбви Невского к эпизодическим ролям он все же фигурирует в эпизодах «Тихих омутов» Эльдара Рязанова и в небольшой роли в «Где-то» Софии Копполы. При упоминании последнего фильма Александр довольно улыбается и рассказывает, как попал в картину. В 2008 году Арманд Ассанте, снимавшийся в его фильме «Убийство в Вегасе», спросил, интересно ли ему сняться в новой картине Копполы, где будет много выдающихся камео. Легендарный Фред Рус, продюсировавший «Где-то» и фильмы Фрэнсиса Форда Копполы, предложил ему крохотную сцену, в которой нужно было сыграть русского журналиста. У Александра были условия: он хотел, чтобы его показали определенным образом. Однако он тут же согласился, узнав, что в фильме даже у Бенисио дель Торо будет сцена всего на 20 секунд.
«София Коппола прекрасная, я ее очень люблю, - делится Невский. — Знаете, кого она напоминает? Федора Бондарчука! Сейчас объясню: когда у вас гениальный отец, вам непросто. Вас всегда будут с ним сравнивать, даже если вы самостоятельный и талантливый человек, как Федор и София. Но хочу сказать вот что: когда ее Somewhere выиграл в Венеции, только ленивый российский кинокритик не написал, что Коппола смогла победить по двум причинам. Первая: ее бывший бойфренд Тарантино возглавлял жюри. Вторая: Александр Невский в фильме показан только одну минуту и со спины. Вообще, про критиков я хочу сказать…»
На этом моменте в диктофонной записи я говорю, что не советую Александру Невскому публично обсуждать российских критиков, однако он не останавливается. «Американский Forbes сравнивал мою „Черную розу“ с фильмами Сталлоне и даже с Хичкоком немножко. Она вышла на Netflix еще до того, как в России узнали, что такое Netflix, и была первым фильмом, с которым я объехал всю Россию. А там всегда так: показываешь кино прессе, потом выход в зал, вопросы и прочее. И в одном городе встал молодой человек (а они всегда одинаково выглядят: неспортивный, неряшливый), который сказал следующее: „Александр, это ваш режиссерский дебют, и вы, наверное, задумали его как триллер. А почему он тогда местами вызывает истерический смех?“ Я попросил его назвать эти „места“, чтобы посмеяться вместе, но он, естественно, ничего не ответил. В другом городе - кажется, в Санкт-Петербурге - поднимается еще один молодой человек: „Александр, ну признайтесь, когда появляется ваш герой и в кадре виден его сапог - вы же это украли из фильма ‚Кобра‘!“ А я говорю: „Вы меня зря стараетесь публично обидеть, потому что, после того как Сталлоне в 1986 году сделал эту сцену с сапогом, в 1993-м ее украл Шварценеггер в фильме ‚Последний киногерой‘, потом в 1994-м ее украл Стивен Сигал в ‚В смертельной опасности‘, а вот уже у Стивена Сигала ее украл я!“ Как на таких критиков обижаться?».
Невский смотрит на часы: вот-вот откроется углеводное окно, и это дело серьезное. Я пытаюсь примазаться по стандартной формуле, заказав у официанта то же самое, что мой собеседник. Официант мнется. Собеседник хохочет: «Нет, Андрей, я вам сам закажу сейчас». В итоге мне приносят гигантский (и оскорбительно вкусный) бургер, а Невскому специальную именную версию салата «Цезарь» без сыра и крутонов. После салата речь заходит про эру стриминга: «Сейчас стриминговые сервисы - это новые студии», - формулирует Александр Невский и рассказывает, как он попал в ее авангард. В 2016 году ему предложили не отдавать вышеупомянутую «Черную розу» в Северной Америке для ТВ-релиза, потому что один сервис попросил эксклюзив. Его убедили, и так фильм на три года попал на Netflix на эксклюзив. «На тот момент они не делали собственных фильмов, - вспоминает Невский. - У них были сериалы, но они почти не снимали полный метр и поэтому охотно брали независимый контент. И неожиданно „Черную розу“ посмотрели». Тут он осекается и после короткой паузы добавляет: «Они тогда не давали наружу эту информацию, но я могу вам сказать, что фильм за три года посмотрело более 5 миллионов accounts (абонентов, состоящих из нескольких членов одной семьи), что означает около 20 миллионов зрителей в Северной Америке!» Для сравнения: «Тайлер Рейк: Операция по спасению» - самый популярный фильм на платформе, судя по данным, которыми все же недавно поделились - видело 99 миллионов accounts во всем мире.
На этом моменте мне становится окончательно ясно то, что Александр Невский на самом деле и не скрывал: он всегда стремился к мечте. Его не смущало, что многим эта мечта казалась безумной фантазией. В конце концов он этой мечты добился. Возможно, она выглядит не совсем так, как принято показывать хэппи-энд в голливудском каноне, но это совершенно не важно. То, как на самом деле устроена киноиндустрия, и какой она показывает себя на экране, — две параллельные реальности, почти не имеющие точек соприкосновения. И Невский искренне верит, что своим успехом он пробивает дорогу тем, кто придет после него. Может быть у них все получится уже совсем как в сказке. Также выясняется, что короткое интервью-знакомство пошло на третий час, наступил вечер, а в Grand Havana Room после пяти нельзя в шортах. Но если вы с Александром Невским, то можно. (Андрей Подшибякин)
Николай Лежнев