Большой Брат в лесу монстров…
Трудно не сравнить дебют 23-летней Ишаны Шьямалан в полнометражном кино с творчеством ее отца М. Найта Шьямалана. Фильм «Наглядачі» ощущается и выглядит в точности как произведение бывшего вундеркинда. Почему так и почему бывшего? Он получил огромный кредит доверия после триллера «Шестое чувство», но впоследствии раз за разом не мог его оправдать. Тем не менее, всегда оставаясь темой для разговоров, М. Найт сумел заключить новый контракт со студией Warner, которая не только выпустит в августе его новый фильм «Западня», но и сделала папашу Шьямалана продюсером «Наглядачів». И теперь успешность этого проекта - дело чести для него. В главных ролях - Дакота Фаннинг, Джорджина Кэмпбелл, Олуэн Фуэре, Шиван Хьюлетт, Ханна Хоуленд, Алистэр Браммер, Оливер Финнегэн, Шон Т.О. Мелай, Чарльз Камроуз, Энтони Моррис. Хронометраж - 01:45. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 05.06.2024. Премьера (Украина) - 05.06.2024 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: 28-летняя Мина (Дакота Фаннинг) работает в зоомагазине в Ирландии. Когда ей поручают доставить покупателю ярко-желтого попугая в клетке, ее машина ломается прямо посреди леса. Пытаясь выйти на дорогу, Мина вдруг начинает понимать, что таинственный лес намеренно разворачивает ее так, что в каком бы направлении она ни пошла, она оказывается в исходной точке. С наступлением ночи Мина находит странный дом с односторонними зеркальными стенами, в котором находятся трое людей - Мэдлин (Олуэн Фуэре), Сиара (Джорджина Кэмпбелл) и Дэниел (Оливер Финнеган). Судя по всему, четверка застряла там на долгое время. Как только наступает ночь, они ничего не видят за стеклом - им доступно лишь собственное отражение. Тем временем,из темноты за ними наблюдают множество загадочных существ, для которых все это вроде реалити-шоу….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: почерк отца Ишаны Шьямалан узнаваем с первых минут. Действие, несмотря на тягучесть, не выглядит медленным и явно ведет к какой-то, известной лишь режиссеру, цели. Ишана старается сделать сюжет максимально сфокусированным. Ей это удается, и вскоре мы видим главную героиню Мину посреди густого тумана и в лесу, из которого, кажется, нет выхода. Пожилая женщина, которую играет замечательная Олуэн Фуэре («Мэнди», «Таро», «Техасская резня бензопилой») выступает сначала в роли спасителя, а затем в роли человека, объясняющего что здесь происходит.
Но ни один диалог в хижине не кажется естественным - все всегда крутится вокруг правил и объяснений, которые потом подаются в такой безэмоциональной форме, как если бы кто-то отбарабанил статью в Википедии. Третий сезон реалити-шоу знакомств, основанного на реальном формате «Остров любви», - вот единственный DVD, который доступен жителям «курятника» (так они называют избушку), чтобы убить время. Метафора здесь будет понятна и ребенку!…
Очевидно, что в «Наглядачах» больше внимания уделено визуалу, чем логике. Это приводит к тому, что несколько очень важных персонажей ведут себя просто абсурдно. Разболтанная психика Дэниела (Оливер Финнеган), например, служит лишь тому, чтобы между несколькими незнакомыми людьми непременно случился бы конфликт.
Все это было бы терпимо, если бы фильм создавал какое-то напряжение. Однако зрителям предлагается всего лишь «горячий воздух», который накапливается и высвобождается в конце для поворота, который не вызовет ни удовлетворенного «ага…», ни изумленного «о-о!».
Как и положено для фильма made by Шьямалан, до самой последней минуты никто не догадается, кем в конечном итоге являются «Наглядачі». Что совсем не означает, что этот поворот обязательно будет хитрым и остроумным. Скорее наоборот. Перед нами не что иное, как повторение найденной в «Шестом чувстве» формулы, даже если литературная основа, роман А. М. Шайна, не лишен своеобразного очарования.
При этом в фильме есть отдельные моменты, которые вызывают легкий озноб. Например, когда мы впервые видим угрозу немного яснее и она буквально встает перед нами. Это лишь краткие моменты, которые затем перемежаются свободными от напряжения эпизодами, но Ишана Шьямалан хотя бы показывает, что она способна создавать эффектные образы. Жаль только, что (по крайней мере, в своем дебюте) она кормит зрителей пищей, скорее, для глаз, чем для ума! Ведь ближе к финалу и после развязки невольно возникает вопрос: а в чем тут, собственно, смысл? Ответа мы не получим. Поэтому, к сожалению, полнометражный дебют Ишаны Шьямалан нельзя назвать многообещающим - он, скорее, отрезвляющий..
Николай Лежнев