Рецензия на фильм «На Западном фронте без перемен» (film Im Westen nichts Neues) (3961)

Главный антивоенный фильм года: наглядно о смерти и страхе…

Теперь уже стало традицией: каждый год в конце лета или осенью Netflix показывает фильмы на крупных кинофестивалях, для подтверждения своей репутации серьезного предприятия. 2022 год не стал исключением. На Венецианском кинофестивале показали «Белый шум», «Афина», «Бардо» и «Блондинка». На кинофестивале в Торонто дебютировали «Блюз джазмена», «Уэнделл и Уайлд», а также фильм Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен». Ранее он был выдвинут на «Оскар» от Германии, но кому будет интересен фильм без голливудских суперзвезд? Действительно ли нужна новая экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка 1929 года? Ведь фильм 1930-го считается абсолютной классикой. В 1997 году Американский институт киноискусства включил его в число 100 самых важных фильмов США всех времен. Но нельзя отрицать, что и книга, и фильм Эдварда Бергера сегодня актуальны как никогда. В главных ролях - Феликс Каммерер, Аарон Хилмер, Мориц Клаус, Адриан Грюневальд, Даниэль Брюль, Себастьян Хюльк, Альбрехт Шух, Антон фон Люк, Девид Штрисов, Эдин Хасанович, Джо Вайнтрауб, Люк Фейт, Андреас Дёлер, Михаэль Виттенборн. Хронометраж - 02:27. Рейтинг R. Премьера - 12.09.2022 (TIFF, кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 07.10.2022. Цифровой релиз - 28.10.2022 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Первая Мировая война. Пауль Боймер (Феликс Каммерер), Альберт Кропп (Аарон Хилмер), Франц Мюллер (Мориц Клаус) и Людвиг Бем (Адриан Грюневальд) с воодушевлением и радостью отправляются на фронт, чтобы сражаться против французских войск и героически победить. По крайней мере, так они себе это представляли. Но, когда друзья оказались в окопах, от иллюзий быстро не осталось и следа. Их место заняли реальные смерть, кровь и страх. Помимо врагов, пришлось бороться с дизентерией, вшами, голодом, собственными офицерами, а главное - пришлось осознать, что в окопах цена человеческой жизни ничтожна. День за днем ​​люди умирают в окопах, а немецкая армия не добивается каких-либо значимых успехов. А вот опытный солдат Станислав «Кэт» Катчински (Альбрехт Шух) - это тот человек, который может посоветовать, как выжить в этой мясорубке. Спустя месяцы бои все еще продолжаются, и перед госсекретарем Германии Матиасом Эрцбергером (Даниэль Брюль) стоит сложная задача. Ведь все знают, что войну уже не выиграть. Но и цена перемирия слишком высока...

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: антивоенный роман немецкого писателя Эриха Марии Ремарка был опубликован в 1929 году - и на его основе были сняты три экранизации. Американская картина 1930 года была удостоена сразу двух «Оскаров» - как «лучший фильм» и за «лучшую режиссуру». При этом в Германии картину Льюиса Майлстоуна запретили. Скандал разгорелся на премьере фильма в Берлине: по указанию Йозефа Геббельса, национал-социалисты заняли весь зал и не пускали других зрителей, по причине чего показ пришлось приостановить. После этого показы были сорваны нацистами по всей Германии, а с приходом НСДАП к власти в 1933 году фильм запретили окончательно. В 1979 году состоялась еще одна экранизация - картина Делберта Манна была удостоена премий «Эмми» и «Золотой глобус». И вот теперь на экраны выходит первая немецкая киноверсия романа, снятая Эдвардом Бергером. Известный немецкий режиссер прославился в 2015 году нашумевшим сериалом-триллером «Германия 83». Кинокритики надеются, что новый фильм принесет Германии премию «Оскар» в 2023 году. Но…кому будет интересен фильм без голливудских суперзвезд? Действительно ли нужна новая экранизация одноименного романа Эриха Марии Ремарка 1929 года? И в то же время любопытно, как могла бы выглядеть современная версия книги, в которой писатель описал собственные переживания во время Первой Мировой. 

   Сразу следует сказать, что в ремейке ничего нового не будет. И на этот раз первоначальная эйфория сменяется разочарованием и ужасом. Война ведь не только жестока, она ещё и бессмысленна: пока люди гибнут с обеих сторон, на линии фронта ничего существенного не меняется. И Эдвард Бергер смакует эту бессмысленность. В самом начале Паулю Боймеру (Феликс Каммерер) выдают форму, а внутри имя другого человека - смерть солдат является частью цикла.

Здесь даже музыка оповещает о том, что зрителю нужно быть готовым ко многому. Вместо драматической классики немецкий композитор Фолькер Бертельманн (Хаушка) перелагает грубый, гулкий звук, свойственный фильмам ужасов. Визуально в картине преобладают оттенки серого. Как только режиссер ведет нас в окопы, перед зрителями предстаёт параллельный мир, из которого исчезла вся жизнь и цвет. Как и многое другое в фильме, это не слишком тонко. Но зато очень эффективно.
  В целом «На Западном фронте без перемен» производит сильное впечатление, особенно если смотреть его на большом экране. В отличие от романа, в котором показана не только война, но также сцены в школе и во время отпуска, здесь перспектива явно сужена. Никому из людей, попавших в жернова войны, не сбежать! Короткие мгновения счастья, когда приходит письмо из дома или появляется что-то вкусное на столе, не могут скрыть того, насколько жутким и мрачным является фильм...

РЕЗЮМЕ: картине Эдварда Бергера особо нечего сказать и главные герои в ней прописаны практически пунктирно, несмотря на продолжительность в два с половиной часа. Но экранизации очень хорошо удается проиллюстрировать тщетность войны, когда серая смерть бродит по траншеям, выискивая свои очередные жертвы…

Николай Лежнев




 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *