Рецензия на фильм «На юг» (film Head South) (4941)

Сдержанная дань уважения эпохе новозеландского панка…

Присоединяясь к длинному ряду режиссеров, которые выдумывали свое взросление на той или иной региональной панк-сцене, новозеландский сценарист и режиссер Джонатан Ожильви возвращается в Крайстчерч 1979 года в фильме «На юг». Его главный герой - классически застенчивый, но потенциально мятежный подросток. Он осмеливается создать собственную панк-группу, чье первое выступление естественным образом становится триумфом аутсайдеров. Приятный, но ощущающийся как короткометражка, недостаточно проработанная для полнометражного фильма, «На юг» выглядит как скромная ностальгия по собственной юности режиссера. В главных ролях - Эд Оксенбульд, Мартон Чокаш, Рокси Мохебби, Джексон Блисс, Оскар Филлипс, Трендалл Пулини, Стелла Беннетт (Benee), Орион Кэри-Кларк, Том Исон, Арло Гибсон, Дженис Грэй, Джеффри Хит, Демос Мерфи. Хронометраж - 01:38. Премьера - 25.01.2024 (Кинофестиваль в Роттердаме). Премьера (мир) - 24.06.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Ангус (Эд Оксенбульд - «Редкая бабочка») - старшеклассник, заинтригованный новой британской музыкой, о которой пока мало кто слышал. И это притом, что он едва осмеливается зайти в магазин Middle Earth Records, владелец которого, Фрейзер (Джексон Блисс) - главный источник сенсационной информации. Еще больше смущает его крутая, таинственная Холли (Рокси Мохебби), блондинка-бомба в стиле Дебби Харри, утверждающая, что она из Лондона. Ангус - типичный аутсайдер, только что оттолкнувший своих лучших друзей Джейми (Трендалл Пулини) и Стюарта (Оскар Филлипс), продавая им орегано вместо травки.
На домашнем фронте дела обстоят не лучше: однажды Ангус обнаруживает, что его мать по непонятной причине покинула их дом и уехала на две недели в мотель, оставив загадочную записку и двухнедельный запас полуфабрикатов. Он остается наедине с отцом Гордоном (Мартон Чокаш - «Властелин колец», «Царство небесное», «Превосходство Борна»), инженером-строителем, чья привычка к выпивке, по-видимому, оттолкнула жену. Мрачная атмосфера проясняется, когда старший брат Ангуса, который учится в колледже в Англии, отправляет ему посылку, включающую первый сингл Public Image Ltd. (группа Джона «Роттен» Лайдона, после того как он покинул после Sex Pistols). Когда Ангус ставит винил на проигрыватель, воздействие музыки оказывается таким, что изображение на экране переходит от академического формата к широкому.
Удивительно, но в фильме Джонатана Ожильви мало таких моментов, которые передают динамизм панк-музыки или взрывную энергию ее ранних фанатов. В основном это мягкая комедийная мелодрама с прохладным юмором и неразвитыми конфликтами. Даже после того, как он подстригает свои лохматые волосы и создает группу вместе с продавщицей аптеки Кирстен (Стелла Беннетт - новозеландская певица, известная как Benee), Ангус остается наивным и широко открытым. Мы так и не узнаем подробностей о супружеских неурядицах его родителей или о мучениях Холли с угрюмым Энди (Арло Гибсон), который может быть как ее продюсером, так и сутенером.
Трагедийный поворот, оторванный от реального жизненного опыта (о чем свидетельствует заключительный текст посвящения), приглушается тем фактом, что режиссер почти ничего не сделал для того, чтобы главный герой вызвал глубокие эмоции у зрителей. То, что должно было бы сыграть как отрезвляющая пощечина после дикой езды, вместо этого выглядит как неуместный тональный сдвиг, прерывающий довольно сдержанные шутки.
Это не означает, что «На юг» (заглавная песня которого, как и другая, сыгранная группой Ангуса, была написана самим режиссером) не доставляет удовольствия вообще. Большинство актеров сыграли отлично, даже если мы тщетно ждем, что сценарий даст им больше возможностей. Мартон Чокаш лучше всего справляется с тонким материалом, придавая Гордону хитрую остроту, которая предполагает, что у него больше измерений, чем он или фильм хотят раскрыть. Слышна хорошая музыка, хотя и не так много, как можно было бы ожидать - особенно учитывая, что здесь звучит оригинальная музыка от Шейна Картера из популярной новозеландской пост-панк-группы конца 80-х/начала 90-х Straitjacket Fits. Джонатан Ожильви, кстати, делал музыкальные видеоклипы для групп на лейбле этого коллектива Flying Nun Records в 1980-х годах.  
Режиссер применяет различные ретро-приемы, чтобы фильм выглядел как артефакт тех времен, включая резкие переходы, линзы «рыбий глаз», световые вспышки, признаки искусственного повреждения кинопленки и так далее. Но эти стилистические приемы подчеркивают то, чего фильм никогда не достигает: приближение к беспорядочному угару, который изначально делал панк привлекательным. На самом деле, это удивительно скромная дань уважения панковскому движению, главное для которого всегда было громыхать и нарываться…
Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *