Единственным российским фильмом на Московском международном кинофес-тивале (ММКФ) стала картина Николая Досталя, лауреата золотого приза за картину 2009 года "Петя по дороге в царствие небесное". Главные роли в религиозно-фантастической ленте по сценарию Юрия Арабова сыграли Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский. Фильм с бюджетом 2 млн.$ стартовал в прокате 8 сентября 2016 года. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: история развивается в первой половине XIX века, когда одержимый темными силами Иван (Тимофей Трибунцев) забредает к воротам мужского монастыря и становится новым насельником. Настоятель (Борис Каморзин) хоть и не нуждается в пополнении среди своих помощников, все же решается взять под свое покровительство этого, пылающего от происков дьявола, монаха. Вскоре поведение Ивана и необъяснимые события, творящиеся вокруг него, побуждают настоятеля задуматься, что он не просто очередная потерянная душа, а человек всерьез одержимый бесами. Но на самом деле бес в нём всего один, и имя ему Легион (Георгий Фетисов)...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: новое кино от режиссёра Николая Досталя (автора "Маленького гиганта большого секса" и сериала "Штрафбат") могло бы стать попыткой рассказать фарсовую историю про православную церковь и, с учётом славянского менталитета, достичь эффекта разрывной бомбы. Но как бы ни была смела задумка, на деле картина оказалась просто безобидной комедией с замашками на глубину и избитыми шутками на главные беды России. Открывающая фильм сцена с медленно бредущим пылающим монахом, заставляет вспомнить магический реализм, присущий южно-американским режиссёрам. Эта сцена настраивает на серьёзный лад с мистическим уклоном. Но очень скоро картина превращается в самый настоящий каламбур - рыба ловит рыбака,запущенный колодец очищается за час, скатерти разглаживаются от прикосновения задницы бесноватого, а вишенкой на всем этом торте безумия становится приезд царя Николая I.
Монастырская история от Юрия Арабова напоминает, конечно, и о том причудливом юморе, с которым он деконструирует православные мифы в том же "Чуде" и даже "Орде", и о диалоге человека с чертом из "Фауста", его совместного фильма с Александром Сокуровым: "Монах и бес" - своего рода русское отражение той немецкой истории, более легкомысленное и неожиданное. Воплощен этот необычный замысел, однако, в совершенно прямолинейном духе и, привыкнув к самой идее сосуществования смертного и демона, уже ничему не удивляешься - включая превращение монаха в святого и совсем уже невероятное обращение беса Легиона к добру. Такое неоправданное изведение беса заставляет вспомнить, что "монах без беса - деньги на ветер"
Вместо того чтобы раскрыть наши глазам на что-то новое, нас кормят все той же похлебкой: главная беда России - дороги, чиновники воруют, а священники не так невинны. Но когда к этому церковному абсурду привыкаешь, режиссёр резко меняет тон своего фильма, переводя его в очередную крайность - серьёзную нотацию о причащении беса. Причем с таким акцентом на получившим физическое воплощение бесе (Георгий Фетисов), что кажется - это уже не комедия о православной церкви, а одна из брошюр, раздаваемых у метро и написанная специально для бесов. Кино от действий переходит к словам так резко, что поначалу не знаешь как к этому относиться - это все ещё шутки или уже нужно быть серьёзным? Несколько сцен спустя, наслушавшись разговоров монаха и беса, понимаешь, что начинать задумываться надо было раньше. Хотя по ходу рассказа бес был весьма сомнительным олицетворением зла, этого должно было хватить чтобы показать какой-никакой конфликт. Но странной концовкой Николай Досталь перечеркивает все свои старания нарисовать наглядное противостояние монаха и беса...
РЕЗЮМЕ: следует признать, что режиссура здесь уступает сценарной фантазии, и мало чувствуется талант Левана Капанадзе - вообще-то, оператора незаурядного. Зато из Тимофея Трибунцева и Георгия Фетисова вышла отличная пара - образцовый дуэт, а скромник Никита Тарасов неожиданно оказался идеальным Николаем I. И это уже - достаточная причина не пропустить фильм...
подготовил Николай Лежнев