Это как «Очень странные дела», только для взрослых…
Новый фильм Аны Лили Амирпур показали на Венецианском кинофестивале. Ее прославил безумный, но стильный иранский хоррор «Девушка возвращается домой ночью одна». После него Амирпур сняла крайне спорный постапокалипсис «Плохая партия» с Джимом Кэрри и каннибалами. И вот - третий фильм. В главных ролях - Кейт Хадсон, Эд Скрейн, Крэйг Робинсон, Чон Джон-со, Чарли Талберт, Сильвия Грэйс Крим, Рэй Грэй, Билли Слотер, Ричи Монтгомери, Гиги Эрнета. Хронометраж - 01:46. Премьера (мир) - 05.09.2021 (Венецианский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: представьте, что события «Очень странных дел» разворачиваются не в винтажной Индиане, а в современной Луизиане. Что Одиннадцатая стала чуть старше и значительно злее и сбегает уже не из военной лаборатории, а из психиатрической больницы. С этого начинаются приключения Моны - девушки, которая умеет управлять телами других людей силой мысли и которой есть за что мстить. Вырвавшись на свободу, она не знает, куда податься и где спрятаться, - и знакомится с целой армией новоорлеанских фриков. Среди них - цепкая стриптизерша (Кейт Хадсон) с затравленным сыном (трогательный Эван Уиттен), смешной дилер с татуировками и мускулатурой (Эд Скрейн из «Игры престолов») и выращенный на пончиках и кофе полицейский (Крейг Робинсон). Полицейский будет за девушкой бегать, дилер попробует ее соблазнить, а стриптизерша и мальчик предложат ей стать членами своей странной семьи. При этом сама Мона немногословна, вспыльчива, смертельно опасна, обожает джанк-фуд (тут мы ее понимаем) и совершенно неспособна ладить с людьми. Ах да, события фильма разворачиваются в полнолуние, когда в Новом Орлеане хватает проблем и без беглых телепатов: готовьтесь ко встрече с ведьмами, змеями, куриными лапками, гопниками, танцовщицами и пьяными выпускницами…ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: ровно 15 лет назад режиссер Уэйн Крамер снял очень похожее кино про Нью-Джерси - магический боевик «Беги без оглядки», в котором герой Пола Уокера целую ночь бегал за переходящим из рук в руки пистолетом, а тот все стрелял и стрелял. Банальный вроде бы криминальный боевик превращался то ли в кислотный трип, то ли в вычурную экранизацию «Алисы в Стране чудес». Городские монстры вроде гангстеров и педофилов становились персонажами мрачного фэнтези, а зритель радовался, узнавая отсылки к Гете и братьям Гримм. Еще в «Беги без оглядки» имелась сцена куннилингуса (15 лет назад для кинематографа это было прорывом в неизведанное) и социальный комментарий: ребенок, из-за которого пропал злополучный пистолет, был из семьи неблагополучных русских мигрантов, которых покалечила американская поп-культура.«Мона Лиза и кровавая луна» устроена точно так же. С одной стороны, это бесстыжее шапито с максимально безвкусной операторской работой, экстравагантными персонажами и ни на секунду не затихающим диско-саундтреком. С другой стороны, это серьезное (а как иначе) социальное высказывание о женском теле, которое пока что принадлежит кому угодно, кроме женщины; об отношении общества к Иным (героиня - азиатка с психическим расстройством); о насилии в школе (сыну стриптизерши достается по полной программе) и об изъянах товарно-денежных отношений. В настоящих психиатрических клиниках Америки уже десятилетиями не используют смирительные рубашки, но фэнтези от Аны Лили Амирпур клише дороже правды: ее фильм с первых секунд дает понять, что драмы не будет, а будут сплошные приколы. Смирительная рубашка - повод повторить шутку «Мне нужна твоя одежда» из «Терминатора». Стриптиз героини Кейт Хадсон - повод без лишних штрихов и нюансов высказаться на тему гендерного неравенства. Даже колоритные новоорлеанские типажи и густую южную готику фильм использует не для того, чтобы отдать должное удивительному месту (с этой задачей куда лучше справлялся ужастик «Синхронный» с кинофестиваля в Торонто), а чтобы напомнить, насколько мы падки на чертовщину. Что теория заговора, что вуду - верили и будем. В теории «Мона Лиза и кровавая луна» должна была стать чем-то средним между «Очень странными делами», «Отвязными каникулами» Хармони Корина, недавней «Золой» с Райли Кио и «Мандарином» Шона Бейкера. От первого - мистика и фантастика, цитаты и оммажи, в общем - приятная щекотка памяти киноманов. От второго - восхищение буйством, на которое способны отчаянные и свободные девушки, отдающие себе отчет в том, что они молоды и прекрасны. От третьего - безумный драйв: «Зола» превращала серию реальных твитов в уморительную и страшную одиссею экзотической танцовщицы, секс-работницы, сутенера и торчка, и «Мона Лиза и кровавая луна» делает что-то похожее. А от четвертого фильма она унаследовала искренний интерес к жизни аутсайдеров. Шон Бейкер, режиссер с огромным сердцем и маленьким айфоном, дарил рождественскую сказку нищим, бездомным и наркозависимым. Ана Лили Амирпур, начавшая карьеру с вампирского ужастика про девушку из Ирана, тоже явно умеет сострадать невезучим - и быть благодарной за то, как повезло ей самой.РЕЗЮМЕ: на практике этот многообещающий пазл, увы, не складывается. Фильм получился слишком сумбурным, чтобы всерьез болеть за его героев, и слишком серьезным, чтобы его повторяющиеся шутки и приемы быстро не надоели. Но при этом есть подозрение, что жюри во главе с корейцем Пон Чжун Хо оценит резкость и раскрепощенность этой истории. Что-то похожее было с «Титаном» в Каннах: пока большая часть критиков ворчала, что это женская кавер-версия «Автокатастрофы» Кроненберга, жюри рассудило, что за дерзким треш-ужастиком маячит будущее кино. Ана Лили Амирпур - не Джулия Дюкорно (хоть обе до этого и сделали эпатажные фильмы про каннибалов), и главный приз ей, кажется, все-таки не вручат. Но сюрпризов ждать стоит. Особенно если в конце фестиваля установится полная луна.
подготовил Николай Лежнев