В феврале 2018-го фильм немецкого режиссера Томаса Штубера, ворвался под конец Берлинале и встряхнул тех, кто ничего интересного от конкурса уже не ждал. Восторг понятен: после двухнедельного смотра, наполненного экспериментальными фильмами разной степени претенциозности, увидеть такое простое и душевное кино — словно снять тяжелые сапоги после многочасового похода. В главных ролях - Сандра Хюллер, Франц Роговский, Петер Курт, Хеннинг Пекер, Рамона Кюнце-Либнов, Матиас Бреннер, Герди Цинт, Клеменс Мейер, Андреас Леупольд, Майкл Спехт. Хронометраж - 02:05. Мировая премьера - 23.02.2018. Премьера (РФ) - 02.08.2018. Оценка www.kino-nik.ru 7/10
О ЧЕМ КИНО: парень с туманным прошлым по имени Кристиан (Франц Роговский) устраивается на работу в огромный супермаркет. Здесь, что называется, «царит своя атмосфера», разобраться в которой новичку помогает Бруно (Петер Курт) — мудрый и справедливый наставник, учащий героя правильно пользоваться погрузчиком и объясняющий сложное устройство мира «между рядами». На одной из импровизированных экскурсий Кристиан встречает Марион (Сандра Хюллер), девушку из отдела сладостей. Между ними быстро завязываются дружеские отношения, дальше которых, правда, дело не идёт — по многим причинам...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в феврале 2018-го "Между рядами" ворвался под конец Берлинале и встряхнул тех, кто ничего интересного от конкурса уже не ждал. Возгласы о том, что судьба "Золотого медведя" предрешена, были слышны там и тут — почти все были уверены, что главная награда достанется именно картине Томаса Штубера. Восторг понятен: после двухнедельного смотра, наполненного экспериментальными фильмами разной степени претенциозности, увидеть такое простое и душевное кино — словно снять тяжелые сапоги после многочасового похода. Его искренности легко поддаться, а аскетичной красотой трудно не восхититься. Фильм в итоге важных наград не взял, и огромное счастье, что он вообще добрался до проката на просторах СНГ. Пускай и спустя полгода с фестивальной премьеры.
Судя по синопсисам и трейлеру, картину продвигают как мелодраму, что вполне объяснимо, но не совсем верно. Не поймите неправильно, романтическая линия тут есть, и выполнена она превосходно. Временами картина даже напоминает работы Вонга Кар-Вая — разве что яркие цвета сменились приземленной европейской эстетикой. А на дуэт восходящей немецкой звезды Франца Роговски и Сандры Хюллер смотреть приятно даже тогда, когда их герои не делают ровным счётом ничего.
Но все же в первую очередь «Между рядами» — кино не про любовь и не про людей вообще. Это фильм о пространстве, о маленькой экосистеме супермаркета со своими законами и мимолетными историями её обитателей. Весь первый акт картины посвящен этому наблюдению. Он лёгкий, в нём много юмора, а история движется свободно, почти бессюжетно. И будь такой картина до самого конца, мало кто был бы против. «Между рядами» стала бы той самой легкомысленной эскапистской мелодрамой, какой её рисует промокампания. Но где-то посередине происходит надлом: фильм становится меланхоличным, полностью фокусируется на героях и резко сбавляет в темпе. Настолько резко, что сначала это может выбить из колеи, а то и подпортить впечатление от всей ленты. И лишь через некоторое время понимаешь, что именно такого эффекта Штубер и хотел.
Вторая половина фильма — ошеломительный удар, напоминание о том, что реальность за стенами магазина никуда не делась. Только так беззаботную историю о жизни в супермаркете можно было стремительно перевести в тонкую притчу об эскапизме, конфликте жестокой внешней действительности и уютного мира между рядами.
Тут легко было уйти в наивность, вторичность, а то и откровенную пошлость. Но Томас Штубер обращается с темой чрезвычайно бережно, заставляет зрителя не просто увидеть, а почувствовать на себе этот извечный конфликт. И всё за счёт той невероятной связи, что фильм строит со зрителем в первом акте.
РЕЗЮМЕ: в трейлере есть замечательная фраза, вырезка из рецензии одного немецкого журнала: «Этот фильм заключает публику в объятия». Лучше и полнее описать эмоции от «Между рядами» сложно. И если в начале эти объятия дружеские и приятные, то к финалу фильм прижимает вас всё крепче, до боли в суставах и скупых неконтролируемых слёз...
подготовил Николай Лежнев