Предыдущие “Мстители: Война бесконечности” можно было назвать фильмом о встрече героев со смертью: вечная и почтенная тема, восхищавшая человечество со времен Гомера. “Месники: завершення” тоньше и интересней, ведь они — о взаимоотношениях со временем. С ним виртуозно играют и режиссеры, братья Джо и Энтони Руссо, при помощи флэшбеков и прыжков по эпохам избавляющие зрителей от монотонности. Первые зрители уже успели посмотреть фильм на премьере в Лос-Анджелесе. Практически все признаются, что во время просмотра они плакали, смеялись и снова плакали. Многие повторяли, что зрители, даже самые “насмотренные”, не готовы к тому, что ждет их в кинотеатрах. В главных ролях - Бри Ларсон, Линда Карделлини, Скарлетт Йоханссон, Карен Гиллан, Тесса Томпсон, Роберт Дауни мл., Крис Хемсворт, Крис Эванс, Эванджелин Лилли, Хейли Этвелл. Хронометраж – 03:02. Мировая премьера – 24.04.2019. Премьера в Украине – 25.04.2019 (B&H Film distribution). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: оставшиеся в живых члены команды Мстителей и их союзники должны разработать новый план, который поможет противостоять разрушительным действиям могущественного титана Таноса. После наиболее масштабной и трагической битвы в истории они не могут допустить ошибку…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: страшно подумать, что уже одиннадцать лет весь мир живет под защитой мультимиллионера, который, преодолев себя, смог собственноручно собрать искусственное «сердце», выбраться из плена и доказать, что и богатые снобы действительно могут думать о судьбах человеческих. И хотя Железный человек стал лишь началом большой Вселенной, где нашли себя бог грома (Крис Хемсворт), зеленый великан (Марк Руффало), русская шпионка (Скарлетт Йохассон), американский национальный герой (Крис Эванс) и многие другие, для миллионов людей эти годы так или иначе связаны именно с Тони Старком и исполнителем этой роли Робертом Дауни мл. Именно к Старку пришел Ник Фьюри (Самюэл Л. Джексон) с инициативой «Мстители», и тот идею поддержал, став неформальным лидером команды. А Роберт Дауни мл. не только вернулся в большое кино после тяжелого периода различных зависимостей, но и взял на себя роль кумира молодежи – его фото разбирают на мемы, за автографом выстраиваются многокилометровые очереди, а попасть, подобно Питеру Паркеру, в подопечные его персонажа по разным подсчетам хотели бы десятки тысяч двенадцатилетних. И, конечно, нет никакого секрета в том, что, подводя итог «Мстителям», создатели в первую очередь должны очертить наследие, оставленное именно Старком. Для уже зрелого героя, еще в первые мгновения киножизни (в том самом 2008-м году) преуспевшего в обмане вышедшего времени (напоминаем, что реактор в груди героя долгое время спасал сердце и его самого от смерти), тема побега от уходящих лет – одна из ключевых. Будучи делом рук людей неглупых и последовательных, эпохальное завершение столь же эпохальной саги не могло не взять в свою основу сюжет борьбы со временем и, соответственно, философию сопротивления.
Но вести бой можно по-разному. Первый путь, который предлагает «Месники: завершення», – это погружение в волны памяти. Картина, одной из своих частей, некоторым образом похожа на «вселенский» трибьют: с помощью запутанных аллюзий на предыдущие Marvel-ленты и непосредственно нескольких сюжетных арок, она отправляет зрителя в путешествие по тому пути, который он уже прошел вместе со ставшими ему близкими супергероями. Но всколыхнув чувства с помощью воспоминаний, прошлого не вернешь.
Тогда возникает вторая тропа «Финала» – сюжетообразующая. После щелчка пальцами в перчатке Бесконечности ровно половина всего живущего стерлась с лица миллионов планет. По мысли Таноса, все должны были просто смириться с грандиозным по своему масштабу событием и жить дальше, но всегда есть те, кто не просто помнит ушедшее, но и всеми силами стремится его вернуть. В этом, кстати, заключается один из главных философских порывов фильма – авторы сознательно заводят разговор о причинах революций и сменяемости власти, который вытекает из осмысления все тех же попыток либо вернуть, либо переделать пройденное. Причем такое вмешательство может стать катализатором более серьезных, порой крайне негативных процессов, о чем в картине, например, говорит изменение хода мыслей Таноса – злодея, здесь уже более прямолинейного и типичного, нежели в «Войне бесконечности», что ни в коем случае не плохо, а наоборот способствует гармонии, задаваемой «Финалом».
Гармонично вписываются в фильм и развязка десятка начатых ранее сюжетных линий, и, наверное, самая масштабная за всю историю франшизы (как минимум), битва, и символические поминки (не по какому-то из героев, а по еще одной завершившейся истории), которые совсем скоро начнут устраивать фанаты Вселенной. Они, безусловно, драматургически сильную картину оценят, даже если признают ее несколько неуклюжей, ввиду небывалой громадности. Возвращаясь же к разговору о времени, у «Мстителей» все-таки есть решение – не пытаться ничего исправить или поменять, а найти в себе силы пойти дальше. Тем более что эти одиннадцать лет потерянными назвать сложно. Хотя бы благодаря не таким уж и редким свиданиям с фильмами Marvel, которые возможно с рядом изменений, но все же будут продолжаться, пока жива индустрия…(Дмитрий Барченков)
подготовил Николай Лежнёв