«Дети в YouTube любят смотреть на людей, которые ничего не делают...»
В прокат выходит фильм Джиа Копполы (племянницы Софии и внучки Фрэнсиса Форда) с Майей Хоук (дочкой Умы Турман и Итана Хоука) и Эндрю Гарфилдом в главных ролях. «Мейнстрим», над которым трудилась юная поросль славных голливудских фамилий - у них получилось настоящее «папино кино» В главных ролях - Эндрю Гарфилд, Майя Хоук, Нат Вулфф, Джейсон Шварцман, Джонни Ноксвил, Алекса Деми, Коллин Кэмп, Калена Яуэки, Жак Де Ла Фонтейн, Ник Дармстадтер. Хронометраж - 01:34. Рейтинг R. Премьера (мир) - 05.09.2020. Премьера (РФ) - 03.06.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Фрэнки (Майя Хоук) - официантка в лос-анджелесском задрипанном баре, где по вечерам разыгрывают безвкусные сценки и чудовищные фокусы. Она ждет принца, не замечая его в коллеге-бармене Джейке (Нат Вулфф) и ищет себя, снимая на телефон все что придется. Однажды Фрэнки видит парня по имени Линк в ростовом костюме крысы (Эндрю Гарфилд) и просит его отреагировать на картину, висящую по дороге в общественный туалет. Тот неожиданно разражается прекрасно поставленным монологом о современных нравах, который становится популярным на YouTube, и даже апатично-восторженная Фрэнки понимает, что напала на золотую жилу. Она быстро берет Джейка в сценаристы и делает из Линка звезду новых медиа, не подозревая, к чему это может привести...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в прокат выходит фильм Джиа Копполы (племянницы Софии и внучки Фрэнсиса Форда) с Майей Хоук (дочкой Умы Турман и Итана Хоука) и Эндрю Гарфилдом в главных ролях. «Мейнстрим», над которым трудилась юная поросль славных голливудских фамилий, смотрится как манифест «бумеров», которые боятся современности: у внуков Нового Голливуда получилось настоящее «папино кино»В первые 10 минут «Мейнстрим» мог бы показаться романтической комедией, в которой за сердце неформатной умницы Фрэнки (Майя Хоук) борются два вроде бы непохожих, но все же одинаково непутевых парня. Просто один поумнее (Нат Вулфф, игравший в дебютном фильме Джиа Копполы «Пало-Альто»), а другой посмазливее (Эндрю Гарфилд - с ним Коппола когда-то ходила на актерские курсы). Но где‑то с середины, когда фильм набирает обороты и падает в разноцветную бездну, Джиа Коппола начинает радостно переносить на киноэкран самое визуально экспрессивное, что только сегодня есть. Открывает зрителю мир YouTube и мессенджеров, где каждая картинка - уже постмодерн-контемпорари-арт, где каждый мем имеет сложную предысторию, непонятную многим критикам, в большинстве своем седым. По экрану непрерывно летают обтравленные гифки самого безумного вида, каждая реплика подкрепляется дикими инстаграм-эффектами, а героиня Майи Хоук, когда ей нужно протошниться, сыпет изо рта в раковину разноцветными эмодзи, которые в слив уносит поток воды из крана. В свое время за ту же чрезмерную старательность ругали Эдгара Райта, когда он снял «Скотта Пилигрима против всех» - и фильм стал культовым и даже, прости господи, этапным. Там, как в комиксах, каждый удар анимировался словами «Бдыщь» и «Пау», диалоги все время показывались полиэкраном и все такое прочее. Но комикс-эстетика теперь уже неактуальна, потому что это суровая правда жизни: в мире, где кинокомиксы лидируют во всех прокатных сводках, это уже как‑то немного по-бумерски, что ли. Восприятие фрагментируется, новые времена требуют новых экранных находок. Но сама по себе эмодзи-истерика не была бы так ценна в «Мейнстриме», если бы не была связана с основным сюжетом. В общем смысле он, конечно, посвящен, как это описывается в школьных сочинениях, проблеме отцов и детей, то есть новым людям, которые пришли в старый мир и обнаружили, что остро недовольны причитающимся наследством. Их путь - дискредитация реальности через творчество. «Мейнстрим» - едва ли не первый фильм о видеоблогерах, который в принципе можно смотреть, который не пытается нажиться на предположительно кассовых именах, а осмысляет феномен современной популярности людей, которые производят даже не кино, не телепередачи, а то, что окрестили ничего не означающим словом «контент» («Дети в YouTube любят смотреть на людей которые ничего не делают»). В этом нет и не должно быть никакого смысла, в бессодержательности контента вся его задумка и есть. На замену нарративу приходит видеопоток. Хотя Джиа Коппола, конечно, пока еще не настолько радикальна и от сюжета в «Мейнстриме» не отказалась. Более того, на самом деле, она зло высмеивает непоследовательность нового поколения. «Мейнстрим» - сатира (и притом жесткая), хоть и замаскирована сначала под стереотипный ромком (Фрэнки, конечно, влюбится в харизматичного Линка, а затем поймет, кого потеряла в Джейке), потом - под драму о пути к успеху и о том, как легко по дороге растерять человеческие черты (см. «Волк с Уолл-Стрит»). За свою новую правду эти дети борются на деньги, выданные им предшественниками. Так, продюсером Линка становится оборотистый Марк (Джейсон Шварцман, кузен Джиа Копполы), типичный делец в смокинге, которому вообще без разницы, что они там снимают, лишь бы просмотры росли. Да и дети все непростые: наивной Фрэнки, мнящей из себя большого режиссера, просто повезло найти этого Линка буквально на улице; Джейк (Нат Вулфф), тайно влюбленный в коллегу, пытается всунуть во вверенное ему YouTube-шоу стереотипную активистскую скуку про глобальное потепление и корячит из себя непонятого автора, когда злые продюсеры это отвергают.Но ключевой персонаж здесь - конечно, Линк. Вовсе не просто так его играет 37-летний Эндрю Гарфилд, которому лезть в зумеры как‑то поздновато. Он здесь - связующее звено между прошлым и будущим. Сначала мы видим идеального героя потокового времени. Это человек-контент, который непрерывно двигается, дергается, смешно кричит и кривляется. В то же время он не элитарий и не совесть нации - он обычный парень, и поэтому его YouTube-канал называется No One Special («Никакой не особенный»). Под него придумывают шоу, где он на правах мистера Мефисто вызывает обычных людей из аудитории и ставит их перед моральным выбор между их смартфоном и реальной жизнью. В самой задумке видно лицемерие: зрителю предлагается на YouTube позалипать на шоу о том, что пора отказываться от интернет-зависимости. Линк быстро становится псевдомессией. Истинная сущность загадочного до самого финала героя не раскрывается, но уже из фабулы понятно, что он - социальное животное, не имеющее нравственного закона и питающееся вниманием миллионов. Все закончится трагедией, но шоу будет продолжаться, и все злодейства шоумену будут прощены. (Егор Беликов)РЕЗЮМЕ: американская критика уже упрекает «Мейнстрим» в предсказуемости и тривиальности, хотя какие времена, такая и сатира. Да, этот фильм, возможно, простоват, но по своей форме и подаче он точно сопоставим тому, что высмеивает. Социопаты ведь и правда успешно находят методы для управления человеческим потоком. Мы точно не знаем, что за люди эти видеоблогеры, но есть четкое ощущение, что за их показным правдорубством и истерической веселостью прячется банальное помешательство...
подготовил Николай Лежнев