«Я стал слишком стар для этого…»
Очевидно, что Лиам Нисон - это свой собственный жанр: даже в олд-скульном плаще перед нами узнаваемый герой «Заложницы», с бесстрастным лицом и твердым кулаком. Так что он не Марлоу Рэймонда Чендлера, к огорчению некоторых зрителей. Но и фильм Нила Джордана - не Чендлер, он основан на «Черноглазой блондинке» Бенджамина Блэка (псевдоним ирландца Джона Бэнвилла). Воспринимайте его как комментарий к жанру - своего рода метатекст, усеянный ссылками, которые большинство киноманов легко поймут - и все встанет на свои места. Темп, использование света и персонажи показательны: это фильм о фильме-нуар, а не о вещах как таковых. В главных ролях - Лиам Нисон, Дайан Крюгер, Джессика Лэнг, Адевале Акинойе-Агбаже, Колм Мини, Иэн Харт, Алан Камминг, Дэнни Хьюстон, Шана Керслэйк, Франсуа Арно, Даниэла Мельхиор, Патрик Малдун. Хронометраж - 01:50. Премьера (мир) - 24.09.2022 (кинофестиваль в Сан-Себастьяне). Премьера (мир) - 02.12.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Филип Марлоу, частный детектив со своими моральными нормами, был придуман американским писателем Рэймондом Чендлером (1888-1959), и стал популярен в кино прежде всего благодаря интерпретациям Хамфри Богарта в фильме «Мертвые спят крепко» (1946) и Эллиота Гулда, в «Долгом прощании» (1973). В то время как адаптация Говарда Хоукса 1940-х годов создала суровый мир с пессимистичным главным героем в стиле классического нуара, версия Роберта Альтмана 1970-х годов произвела впечатление сатирической деконструкции с почти неуклюжим антигероем. сценарий к «Марлоу» написан Уильямом Монаханом и основан на романе «Черноглазая блондинка» ирландского писателя Джона Бэнвилла, изданном в 2014 году под псевдонимом Бенджамин Блэк. Писатель использовал в своём произведении фрагмент одного из рассказов Чендлера. Приятель Бэнвилла, режиссер Нил Джордан, выпускает фильм с ирландцем Лиамом Нисоном в главной роли. Нисон зарекомендовал себя отличным драматическим актером (номинированной на «Оскар-1993» за «Список Шиндлера»), прежде чем, начиная с 2008 года и фильма «Заложница» стал героем отднотипных боевиков.
Лиам Нисон, безусловно, подходит на роль Марлоу. Различные привычки детектива - пристрастие к шахматам, виски, сигаретам и равнодушие к деньгам показаны им, вроде бы, мимолётом но этого достаточно, чтобы показать основательность детектива. Только один раз Нисон переходит в режим боевика «Заложница», когда его Марлоу ненадолго отбрасывает вялую скуку, чтобы расправиться со злодеями с помощью кулаков. Но уже через минуту он рычит: «Я стал слишком стар для этого». Признаться, интереснее выглядит роковая женщина из фильма, которая даже сама использует этот термин, хотя и для описания своей матери. Клэр Кавендиш (Дайан Крюгер) появляется однажды в офисе Марлоу в Бэй-Сити, штат Калифорния, в 1939 году. Она дочь кинодивы Дороти (Джессика Лэнг) и вышла замуж за гедониста Ричарда (Патрик Малдун). Она просит Марлоу отыскать ее пропавшего любовника Нико Петерсона (Франсуа Арно). Его почти неузнаваемое тело было найдено за воротами эксклюзивного клуба. И было быстро кремировано. Полиция, кажется, хочет закрыть дело и списать как несчастный случай с наездом автомобиля. Но Клэр убеждена, что Нико все еще жив. И вот Марлоу начинает своё расследование. Какое отношение к делу имеет владелец клуба Флойд Хэнсон (Дэнни Хьюстон)? Сестра Нико, Линн (Даниэла Мельхиор) знает больше, чем говорит? И говорит ли правду сама Клэр?
Сюжет «Марлоу» достаточно четко структурирован. Что освежает, так это то, что между главным героем и Клэр нет обязательной истории любви. Сам следователь указывает, что он почти вдвое старше Клэр. Вместо обычного поцелуя или сцены секса здесь присутствует танец. Именно потому, что Лиаму Нисону и Дайан Крюгер не нужно изображать жгучую страсть, между ними есть определенная искра и гармоничная химия. Взаимодействие между Нисоном и Джессикой Лэнг также привлекательно. Детектив сталкивается с двумя поколениями женщин - и с обеими у него складываются совершенно разные отношения. В промежутках персонажи Алана Камминга (в роли злодея), Колм Мини и Ян Харт (в роли двух полицейских), предлагают полукомические расслабляющие моменты.
На визуальном уровне Нил Джордан («Интервью с вампиром», «Мы не ангелы», «Майкл Коллинз») демонстрирует свое мастерство и любовь к жанру: виды сквозь жалюзи, силуэты за дверью из матового стекла, блики неоновой вывески, отражающиеся в луже дождя на ночной улице - образы, которые режиссер и его испанский оператор Хави Хименес делают чрезвычайно изысканными. Как и декорации, роскошные костюмы (особенно шляпки Клэр!), шикарные прически и безупречный макияж. Поскольку любовник Клэр, Нико, работал бутафором на киностудии, учитывается искусственность обстановки - финал происходит на складе с огромным количеством реквизита.
О фильмах-нуар 30-х и 40-х годов писали, что они резонируют с миром, раздираемом экономической депрессией и угрозой, за которыми последует ужасная реальность - войны. Хотя подобные параллели легко провести и в наше время, не стоит воспринимать «Марлоу» слишком серьезно. Любой фильм, изображающий Алана Камминга в роли гангстера, которому, кажется, суждено умереть от глазури розовых пуль, едва ли можно назвать реалистичным. «Марлоу» это не яйцо, сваренное вкрутую, но и не омлет. Он быстр и весел: информацией и остротами забита каждая минута. Великолепное солнце, пальмы тянутся к небу, кубики льда звенят в хрустальных бокалах, и любой - на самом деле, в этой истории почти каждый - может избежать наказания за убийство…
Николай Лежнев