Южноафриканский режиссер Джон Тренгов (после нашумевшего дебютного фильма «Рана») выпускает «Манодром» - первую полноценную картину про маносферу. (Маносфера или мэносфера, - сеть сайтов, блогов и форумов, на которых продвигаются маскулинность, антифеминизм и мизогиния. Включает в себя движение за права мужчин, движение инцелов, «мужчин, идущих своим путём» (MGTOW), движение за права отцов. Маносфера помогает мужчинам сконцентрироваться на защите своих прав и свобод в фактическом государственном матриархате). В главных ролях - Джесси Айзенберг, Эдриан Броуди, Одесса Янг, Сальё Сесай, Филип Эттинджер, Итан Сапли, Эван Йоникит, Калеб Эберхардт, Георге Мурешан, Брайан Энтони Уилсон. Хронометраж - 02:02. Премьера - 18.02.2023 (Берлинский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Джесси Айзенберг косплеит на экране сразу несколько поп-культурных злодеев. Водит Uber и с презрением разглядывает пассажиров, будто он Трэвис Бикл из «Таксиста». Но это не перенос образа в наши дни, а именно косплей, ведь Ралфи (Джесси Айзенберг) не спасает ребенка от сутенера, а наоборот, сам грабит школьника, сдает его телефон в ломбард, а своим главным врагом назначает не бандитов, а Деда Мороза, звенящего в колокольчик у торгового центра. Всему виной не вьетнамский ПТСР, но травма детства: папа ушел из семьи как раз на Рождество.
Волосы у героя выкрашены в неестественный рыжий, как у Джеймса Холмса, массового убийцы, ответственного за расстрел на премьере «Темного рыцаря», который, в свою очередь, косплеил Джокера. Ралфи, впрочем, не одиночка и незнакомцев убивать вроде бы не собирается - он состоит в тайном братстве мужчин-женоненавистников, на которых рано или поздно и срывается. Еще Ралфи качается, как Тайлер Дерден, хотя Айзенбергу с его кривым позвоночником и угрюмым лицом до аполлоновского тела Брэда Питта далеко. Да и дерется он не со спарринг-партнерами из бойцовского клуба, а с собственной беременной девушкой Сэл (Одесса Янг).
В общем, должно быть понятно, что «Манодром» (название - перевранный термин manosphere, описывающий онлайн-комьюнити инцелов,неспособных найти женщину для секса; активистов за права мужчин; пикаперов и прочих женоненавистников) - кино про отвратительного героя внутри чудовищного сюжета, этакого Джокера на минималках. Кто‑то скажет, что это своевременное развенчание токсичной маскулинности, но, кажется, для такой характеристики не мешало бы иметь прямое отношение к реальности. Иначе набор штампов и больная режиссерская фантазия сводятся к банальной эксплуатации шумной (по крайней мере, в американской публицистике) тематики.
Скажем, сообщества волцелов (красавчиков не желающих отношений с женщинами) действительно существуют, но едва ли они, как анонимные алкоголики, с гордостью отсчитывают месяцы и дни целибата, а потом, как сектанты, хором обзывают женщин нехорошими словами. Да и лидер волцелов вряд ли выглядит как харизматичная голливудская звезда Эдриен Броди, которого герои фильма называют «папа Дэн» (по-английски звучит как Dad Dan - очень смешно, вопреки задумке режиссера, снимающего тяжеловесный триллер с оперной музыкой). Пожалуй, глупее всего смотрится сюжетное ответвление с конфликтом главного героя с темнокожими южноафриканцами в качалке (Ралфи предпочитает хеви-метал, а мужчины - гиперпоп). Когда потасовка и преследование оборачиваются спонтанной сценой секса в заброшенном туалете, а потом насилием, становится невыносимо стыдно за просмотр этого бессмысленного и беспощадного эксплуатационного кино, состоящего из набивших оскомину клише. К счастью, ближе к концовке действие просто скатывается в пародию и кринж и уступает место добродушному хохоту: волцелы объявляют суицидального героя своим богом, но его спасает нежный линчевский великан из дома престарелых, который рассказывает сказку и на некоторое время возвращает в его жизнь фигуру отца.
Последний маленький спойлер: когда девушка в конце концов бросает главного героя и новорожденного сына, она приклеивает записку «прости меня» на банку со спортпитанием. Если вашему знакомому мужчине эта деталь покажется трагичной, а не абсурдно смешной, то это уже повод обеспокоиться о его потаенных страстях…(Никита Лаврецкий)
Николай Лежнев