Ниже вы найдете инструкцию по примерке страшно смешной, забавно страшной, очень красивой и странной смеси китчевого хоррора и британской сатиры, получившей в прокате название «Маленькое красное платье». Для того, чтобы войти во вселенную Питера Стриклэнда, нужно совершить некоторое усилие – забыть о реальности и позволить режиссеру на два часа стать вашим проводником в неизвестное. Тогда весь происходящий на экране «сюр», внутри которого возможен, например, секс через стекло, будет не позерством, а частью большого и любопытного плана. План этот, как платье от-кутюр, может не подойти, но примерки точно достоин. В главных ролях - Гвендолин Кристи, Джулиан Бэррэтт, Сидсе Бабетт Кнудсен, Кэролайн Катц, Марианн Жан-Батист, Лео Билл, Ричард Бреммер, Хейли Сквайрс, Стив Орам, Сузанна Каппельяро. Хронометраж – 01:58. Рейтинг R. Мировая премьера – 13.09.2018. Премьера (РФ) – 01.08.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: недавно ставшая одинокой Шила (Марианн Жан-Батист) всеми возможными способами ищет нового ухажера. В этот раз ей помогло объявление в газете. Но для свидания нужно надеть что-то роскошное. Героиня отправляется в универмаг Dentley and Soper, где говорящая со странным акцентом и похожая на персонажа фильма Тима Бертона румынка (Фатма Мохамед) предлагает единственное в своем роде красное платье. Покупая новый наряд, Шила и не знает, что этот магазин – место по-настоящему адское. Владелец похож на вампира, консультантки по ночам ублажают манекены и, самое главное, правило «клиент всегда прав» заменяется более зрелищным и жестким «клиент всегда мертв»…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: режиссерский почерк таинственного для нас Питера Стриклэнда (ни одна из его предыдущих трех картин не выходила в прокат) можно «учуять за версту». Это и яркая музыка вкупе с броской (в хорошем смысле) картинкой, и попытка уязвить некоторые реалии, и будто прилетевшие на космическом корабле из сумасшедшего дома персонажи. Именно этим почерком режиссер отвечает на вызов времени. В пиковый для жанра триллера 2013-й, когда, к примеру, выходили «Транс» Дэнни Бойла, «Порочные игры» Пака Чхан Ука и «Судная ночь» Джеймса ДеМонако, Стриклэнд выдавал публике фильм «Студия звукозаписи «Берберян» с Тоби Джонсом. Там чопорный и застенчивый британец-звукорежиссер приезжал на итальянскую студию для озвучания нового фильма ужасов (тоже итальянского), а затем, под воздействием тревоги и панических атак, начинал терять связь с происходящим. В строгом понимании «Берберян» - психологический триллер, но фактически не признающий жанровые границы опус Стриклэнда. И помогал картине оставаться самобытной итальянский поджанр ужасов «джалло». К слову, в его следующей ленте – наглядно показывающем состояние борьбы патриархата и феминизма «Герцоге Бургундии» (2014), несмотря на большую живописность и изящность, поклонов итальянскому детищу нисколько не меньше. Нынешнее «Маленькое красное платье» – и вовсе гимн этому поджанру, причем спетый ровно тогда, когда надо – во время ренессанса хоррора, запущенного Дэвидом Робертом Митчеллом, Джорданом Пилом, Ари Астером и Робертом Эггерсом.
Разбирающиеся в джалло критики при его описании точно назовут детективную составляющую, эротизм и сцены насилия. Это не обязательно умное, но всегда эмоционально воздействующее зрелище. Такой была эталонная для поджанра «Суспирия» Дарио Ардженто, не самым удачным образом переделанная Лукой Гуаданьино в прошлом году. Гуаданьино попытался добавить в форму Ардженто философичного и (псевдо)умного содержания, что картину утяжелило и оттолкнуло немалое число зрителей. Стриклэнд же работает от обратного: он не ломает жанр, а тихонько вливает его в свои талантливо высказанные смыслы. Секс, насилие и китч в его лентах не самоцель, а лишь один из способов поговорить о насущном.
«Маленькое красное платье» немыслимо без а) британского юмора в духе «Монти Пайтон» и б) сериального повествования. Фильм вышел до жути смешным, но работающим не гэгами и ситуативными шутками, а продуманными колкостями, превращающими картину в своеобразный памфлет «О повреждении нравов в Великобритании». Написана же обличительная грамота как хороший проект BBC. Две серии, плавная драматургия и традиционные интерьеры, то есть ничего лишнего.
Стриклэнд всегда создает свой уникальный мир, действующий по ведомым только ему законам. Это одновременно и что-то ирреальное, и существующее где-то рядом. «Герцог Бургундии» рассказывал о планете без мужчин и, ввиду своей камерности и сосредоточенности на сторителлинге, не был похож на польскую «Сексмиссию», то есть не воспринимался как больная антиутопическая фантазия. (Дмитрий Барченков)
РЕЗЮМЕ: для того, чтобы войти во вселенную Стриклэнда, тоже нужно совершить некоторое усилие – забыть о реальности и позволить режиссеру на два часа стать вашим проводником в неизвестное. Тогда весь происходящий на экране «сюр», внутри которого возможен, например, секс через стекло, будет не позерством, а частью большого и любопытного плана. План этот, как платье от-кутюр, может не подойти, но примерки точно достоин.
подготовил Николай Лежнев