Рецензия на фильм «Малдорор» (film Maldoror) (5040)

На Венецианском кинофестивале этого года показали бельгийский боевик 51-летнего Фабриса Дю Вельца. «Малдорор» сведет с ума всех фанатов «Зодиака» и «Воспоминаний об убийстве». В главных ролях - Антони Бажон, Альба Гайя Крагеде Беллуджи, Алексис Маненти, Серхи Лопес, Лоран Люка, Давид Муржиа, Лубна Азабаль, Беатрис Даль, Феликс Марито, Мелани Дуте. Хронометраж - 02:35. Премьера - 03.09.2024 (Венецианский кинофестиваль). Премьера (мир) - 15.01.2025. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: провинциальная Бельгия, 90-е, нищета и грязь, из‑за которых дорогущий европейский фильм поначалу напоминает первые сезоны «Улиц разбитых фонарей». В стране проводится полицейская реформа, описанию которой режиссер Фабрис Дю Вельц (вообще-то специалист по хоррорам, а не детективам, так что в картине будет очень много жутких моментов) посвящает столько титров в начале, будто он Ридли Скотт, а «Малдорор» — «Гладиатор». Если вкратце: готовится слияние сразу трех ведомств, все высокопоставленные силовики переживают за свои теплые кабинеты и готовятся к переделу власти, а на низовом уровне царит бюрократический бардак.
Конкурирующие службы не хотят сотрудничать даже в таком резонансном деле, как похищение маленьких девочек. Отчего вся Бельгия погружается в мрачный траур, журналисты принимаются за параноидальные поиски заговорщиков в высших эшелонах власти, а порядочный жандарм Поль Шартье (Антони Бажон) начинает сходить с ума. Он совсем еще молодой парень с поросячьими щечками и жидкими усиками, и вместо охоты на маньяков ему бы лучше сделать предложение своей сицилийской подружке. Но герой становится одержим поиском исчезнувших детей — и зарабатывает себе столько врагов, сколько «Декстеру» хватило бы на пять сезонов.  
В этом году в Венеции было много фильмов, похожих на сериалы («И дети после них» — французское «Слово пацана», скандинавская «Любовь»и французские «Три подруги» — своего рода европейские спин-оффы «Секса в большом городе», а американское «Безмолвное братство» — лаконичный «Настоящий детектив»), но «Малдорор» оказался интереснее всех, потому что напоминает не просто многосерийный детектив, а игровой тру-крайм. От одной только мысли, что в центре Европы годами похищали, насиловали и скармливали свиньям детей, можно сперва оцепенеть, а затем взорваться от ярости, как это и делает главный герой. Двух с половиной часовой фильм смотрится на одном дыхании, а сразу после титров хочется еще полночи просидеть в «Википедии», вычитывая невероятные детали реальной истории. Десятки свидетелей погибли при загадочных обстоятельствах. Журналисты предположили, что в педофильской сети состоят влиятельнейшие люди Европы, а улики указывали чуть ли не на генералов НАТО. Да еще и музыка в «Малдороре» гипнотизирует зрителя, как звуки флейты — кобру. Одна мелодия напоминает о «Криминальной России», другая — о «Секретных материалах».
Черная магия фильма состоит в том, что он берет реальные события, которые выглядят как самый клишированный и самый банальный на свете телевизионный детектив, — и вдруг превращает набор штампов во что‑то по-настоящему живое, кровоточащее и горячее, как вырванное из груди сердце.
Да, это знакомый сюжет про неуловимого серийного убийцу и одержимого жаждой справедливости сыщика, но фильм справляется с ней не хуже, чем «Зодиак». Да, это история мягкого молодого человека, который женится на темпераментной сицилийской девушке, а потом делает неправильный выбор между семьей и долгом, но фильм повествует об этом так твердо и уверенно, как будто и не было никакого «Крестного отца». Да, это рассказ о целой стране, которая одновременно чувствует себя и жертвой, и преступницей, но бельгийский «Малдорор» способен тягаться с корейскими «Воспоминаниями об убийстве». И да, это картина о ссорящихся напарниках, коррумпированных начальниках и всесильных извращенцах, но сравнение с «Девушкой с татуировкой дракона» авторов не смущают. Потому что они готовы убить дракона.
«Малдорор» — фильм настолько самоуверенный и неотразимый, что ему даже сходит с рук такой комичный прием, как появление полицейского шефа с повязкой на глазу. Этот то ли обезображенный пират, то ли фанат Надин Хёрли из «Твин Пикса» создает тайный отряд под названием «Малдорор», который будет вести охоту на педофилов. В «Неприкасаемых» Кевину Костнеру и Шону Коннери по такому случаю выдавали карт-бланш и позволяли собрать команду мечты. В «Малдороре» же служат всего три героя — одноглазый шеф жандармерии, вспыльчивый юноша и его комичный напарник, который думает только о сексе. Однако эта нелепая троица, повторимся, переигрывает всю сборную «Зодиака»!Наконец, фильм, несмотря на флер сериалов, очень изобретательно и по-настоящему яростно снят. Если в нем будут драки, то это будут действительно адреналиновые потасовки. Когда дойдет до перестрелки, ее реализм напомнит о пороховых дуэлях из фильмов Майкла Манна.Если герои орут на французском, то лучше заткнуть уши и пересесть на задний ряд, иначе вас затопит шипящей слюной. А уж когда дело дойдет до сцен похищений детей и встреч со свиньями-людоедами, то даже самым насмотренным фанатам true-crime захочется закрыть глаза.  
Но главное сокровище фильма — исполнитель главной роли, молодой актер Антони Бажон. В этом году Венеция внезапно пошла наперекор каннскому профеминизму и отобрала картины, посвященные исследованию маскулинности в современном мире. Даже в откровенной «Плохой девочке» на одну Николь Кидман, по статистике, пришлось двое ребят: учтивый муж Антонио Бандерас и доминантный любовник Харрис Дикинсон. Специально ради Венеции свои парадные доспехи в «Одиноких волках» достали Джордж Клуни и Брэд Питт. Героически похудели Эдриен Броди в «Бруталисте» и Хоакин Феникс в фильме «Джокер: Безумие на двоих». Решились на сексуальные эксперименты и гендерные переходы почетный Дэниел «Джеймс Бонд» Крейг в «Квире»и Науэль Перес Бискайярт в «Убейте жокея». А француз Венсан Линдон в «Тихом сыне» в очередной раз сыграл нежного и брутального отца-одиночку, который не знает, как воспитывать отпрыска, — и получил за это Кубок Вольпи, утвердив тем самым патриархальный нрав фестиваля (хотя три главных приза все же достались фильмам про женщин).
Но при всем уважении к этим альфа-актерам, самый интересный мужской характер получился у француза Бажона, который входит в кадр розовощеким мамкиным пирожком, а к финалу превращается в сжатый кулак. И в такую трансформацию веришь, как и во все остальное, что творится в этом совершенно невероятном фильме. Главном на фестивале…(Егор Московитин)
подготовил Николай Лежнев 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *