Независимо от того, знают ли зрители, что некая Ма Рейни была аж целой «матерью блюза», постановщики одноименной ленты сразу дают зрителю понять: в центре кинокартины - выдающаяся личность. В теории. Кажется, что в год BLM фильм режиссера Джорджа Волфа привлек внимание публики не столько тематикой жизни замечательных людей (в первую очередь - чернокожих), сколько ознаменованием последней роли Чедвика «Черной пантеры» Боузмана. Его смерть в августе была очень важной новостью для мира кино. На практике всё гораздо тоскливее: во-первых, «Мать блюза» основана на бродвейской пьесе 1984-года, во-вторых, повествует во многом о традиционализме и проблемах чернокожих на разных ступенях социальной лестницы, и, в-третьих, повествование здесь регулярно сбоит из-за особенностей ритма. В главных ролях - Виола Дэвис, Чедвик Боузман, Колман Доминго, Глинн Тёрмен, Майкл Поттс, Джереми Шамос, Джонатан Койн, Тейлор Пейдж, Дусан Браун, Джошуа Харто. Хронометраж - 01:34. Рейтинг R (18+). Премьера (мир) - 25.11.2020. Цифровой релиз - 18.12.2020 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Чикаго, 1927 год. В сыром подвале звукозаписывающей студии собралась группа популярной звезды блюза Ма Рэйни (Виола Дэвис). Музыканты готовятся к записи пластинки, но инструменты не звучат. Молодой и амбициозный трубач Ливи (Чедвик Боузман) дразнит старших коллег - мол, те ничего не понимают в музыке и стиле. Вскоре шумно прибывает главная звезда, о чьем сложном характере ходят легенды. Рядовая запись пластинки неожиданно обнажает множество социальных противоречий, поскольку белые продюсеры немного иначе видят вкусы и запрос широкой публики, нежели черные музыканты...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 1982 году на Бродвее состоялась нашумевшая премьера пьесы Аугуста Уилсона об одной из первых исполнительниц блюза Ма Рэйни. Спектакль получил несколько престижных премий и много лет не выходил из репертуара - в 2002 году главную роль играла Вупи Голдберг. Идея экранизировать пьесу для Netflix принадлежит бродвейскому режиссеру Джорджу Волфу и Дензелу Вашингтону, чей оскароносный фильм «Ограды» - стилистический брат-близнец «Ма Рэйни: Мать блюза». Это вовсе не байопик дивы 1920-х, а остросоциальная камерная трагедия, выполненная в лучших традициях американского театра.На дворе 1927-й год и Ма Рейни (Виола Дэвис) - талантливая певица, получившая заказ на запись своих самых известных песен. Двое мужчин, причем, что немаловажно, белых, в лице менеджера Ма по имени Ирвин (Джереми Шамос) и другого - её продюсера, беспокоятся за певицу: появится ли она на записи и вообще каким образом сделать из неё примадонну? Ма, тем временем, тщательно подбирает аранжировку: музыканты пребывают и ждут, пока «мать блюза» выйдет на сцену. «Ма Рейни» принадлежит к жанру так называемого «разговорного кино»: большая часть ленты посвящена диалогам, разговорам и рассуждениям. В связи с тем, что кинокартина основана на театральной постановке, то многое здесь основано именно на личности в кадре. Первой из них является герой Чедвика Боузмана. После карьеры, где роль за ролью следовали иконы чернокожих вроде героя Marvel, Боузман, кажется, неспроста выбрал на последнюю роль обычного человека. Его персонаж - талантливый трубач, чьи амбиции и цвет кожи противоречат друг другу и видно, насколько роль была важна для актера. Другой характерной персоной является Виола Дэвис. Не зря актриса получила «Оскар» за другую театральную драму о жизни чернокожих - «Ограды». Использовав свои таланты и свой опыт, она представила требовательную, высокомерную и капризную звезду - весьма правдоподобно, причем во времена, когда к черным относились плохо. В остальном же «Ма Рейни» является фильмом весьма приглушенным. Конечно, наверняка есть фанаты долгих дискуссий о правах чернокожих, но, вероятно, наш культурный код далек от проблем заокеанских либералов. По части повествования «Ма Рейни» выглядит фильмом-высказыванием, в котором герои спорят друг с другом и рассуждают, что когда-то и в их жизнях (то есть у всех афроамериканцев) зажжется «звезда пленительного счастья». Может быть, это и имеет определенную социальную повестку для американцев, однако всё же для рядового зрителя она чувствуется либо надуманной, либо клишированной. Повестка, бесспорно, важная и имеет социальную направленность, но будем честны: сценарий прозаичен и даже простонароден; пока вымышленные персонажи «Ма Рейни» отчаянно пытаются что-то донести до зрителя по ту сторону экрана, есть картины, которые делают то же самое проще, интереснее и доступнее…РЕЗЮМЕ: фильм, безусловно, сложный и эмоционально насыщенный, но всё же бесконечно далекий от людей с другим цветом кожи: даже если знать, что сценарий основан на пьесе, и спроецировать ситуацию из кино на любой другой культурный код, проблемы чикагских афроамериканцев почти столетней давности, ну, не очень волнует людей по ту сторону экрана. Вероятно, трясущиеся за свои рабочие места американские журналисты немного перебрали с конъюнктурой, что обуславливает столь высокие критические оценки «Матери блюза». Как кажется, это и компетентно и даже талантливо снятый фильм, который, увы, можно вписать в историю кино только одним образом: солидный, крепкий, но всё же ангажированный проект с уже очень больным, но все ещё живым одаренным чернокожим актером Чедвиком Боузманом...
подготовил Николай Лежнев