В будущем свет еще должны увидеть “Новые мутанты”, но «Люди Икс: Темный Феникс” Саймона Кинберга — фактический финал франшизы о мутантах, которая началась в 2000 году с картины Брайана Сингера. История о Джин Грей и разрушительной космической силе поставит точку в серии, после чего она должна получить новую жизнь на студии Marvel. Однако если судить по увиденному, то “Темный Феникс” — это, скорее, жирная клякса в конце предложения. В главных ролях -Д жеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Софи Тёрнер, Тай Шеридан, Александра Шипп, Эван Питерс, Коди Смит-МакФи, Джессика Честейн. Бюджет – 190 млн.$. Хронометраж – 01:53. Мировая премьера – 5.06.2019. Премьера в Украине – 06.06.2019 (Ukrainian Film Distribution). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: история Джин Грей (Софи Тёрнер) разворачивается в тот момент, когда героиня превращается в культового Тёмного Феникса. Во время опасной для жизни спасательной миссии в космосе девушка оказывается поражена таинственной космической силой, которая превращает её в одного из самых могущественных мутантов. В борьбе с этой всё более изменчивой мощью и со своими собственными демонами Джин выходит из-под контроля: раскалывает семью Людей Икс и угрожает уничтожить всю нашу планету…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: “Люди Iкс: Тeмний Фенiкс” — уже вторая попытка студии FOX экранизировать популярную среди фанатов комиксов о Людях Икс сюжетную арку Джин Грей — одного из самых сильных и опасных мутантов серии. Благодаря фильму Брайана Сингера «Дни минувшего будущего» и изменённой в нём последовательности событий, авторы получили возможность исправить все огрехи “Последней битвы”. У режиссёра и сценариста Саймона Кинберга в распоряжении было всё необходимое для создания первоклассного блокбастера. Здесь и принятие собственных ошибок (Кинберг сценарист “Последней битвы”), а также более осознанный и зрелый взгляд на франшизу, претерпевшую множество изменений за последние десять лет. И, что немаловажно, 190 млн.$ бюджета.
Саймон Кинберг явно не просто одним глазком, а всеми двумя глазами смотрел в сторону “Логана” и “Дэдпула”, чьи успехи по всей видимости ему хотелось повторить. Режиссёр поставил перед собой цель, сделать “Тёмного Феникса” квинтэссенцией франшизы, вобравшей в себя всё самое наилучшее. Подобными высказываниями пестрили почти все новостные заголовки, относящиеся к фильму. И может быть из “Тёмного Феникса” что-нибудь и получилось, если бы не его бесконечные пересъёмки и желание студии сделать картину о Джин Грей стартом для новой трилогии. Но, увы, как показала практика, сделка по слиянию Walt Disney и FOX перевернула правила игры, из-за чего «Тёмный Феникс» в какой-то момент попросту оказался никому не нужным.
И вот что получается, в рамках современных реалий, “Тёмный Феникс” — фильм, вышедший не в то время, мало кому нужный. А что самое забавное, в отличии от того же “Дэдпула” или же “Логана”, картина Кинберга ничем похвастаться и не может. Режиссёр и сценарист второй раз наступил на те же грабли, выдавив из себя весьма унылый в собственной типичности супергеройский кинокомикс, у которого помимо актёрских и технических заслуг нет попросту ничего. Картина из всех сил старается казаться чем-то взрослым, до мурашек мрачным высказыванием, с тяжёлой и глубокой моралью. И дело именно в том, что она лишь старается, поскольку на деле ничего оригинального или хотя бы интересного в том образе мыслей, который был заложен авторами, в ней нет.
Сюжет картины ничем удивить не может, поскольку “Тёмный Феникс” — это выстроенный на всевозможных штампах и клише супергеройского блокбастера сценарий. Есть лишь одно исключение: подаётся вся история в фильме с такой серьёзностью и нарочитым драматизмом, будто бы “Тёмный Феникс” — это самое оригинальное и смелое кино своего жанра в истории. На деле же, картина просто вторична, и нельзя сказать, что это плохо. Ведь подобный фильм, в котором собрано так много любимых для людей супергероев вместе, в очередной раз объединяющихся вместе против сил зла, с лёгкостью мог выступать в качестве развлечения, но, увы, картина лишь утомляет. Утомляет не потому, что в ней каким-то образом не нашлось места экшену, напротив, с ним как раз всё хорошо и даже очень! Проблема в другом. Для начала, “Тёмный Феникс” лишён собственных мыслей и манеры повествования. Фильм напоминает больше сборник самых знаменитых и заезженных супергеройских цитат, которых со времён первых “Людей Икс” набралось вагон и маленькая тележка. Более того, лента Кинберга не может реализовать и довести до логического финала собственные идею и мораль. По сюжету, который берет своё начало в детстве Джин Грей, фильм сразу же кричит о том, что он очень важен и серьёзен в своих намерениях рассказать историю о замалчивании проблем. Неспособная совладать с собственными силами маленькая Джин после страшной аварии, виновницей которой она сама же и стала, встречает в больнице не нуждающегося в представлении Чарльза Ксавье (Джеймс МакЭвой).
Профессор Икс, увидевший внутри ребёнка страшную силу, с помощью своих способностей притупляет её, чтобы Джин смогла жить, не боясь причинить окружающим боль. Далее звучат заезженные для франшизы фразы в духе: “Вы меня почините?»”, говорит Джин, на что Чарльз отвечает: “Не могу, ведь ты не сломана”. Подобное работало в первых “Людях Икс”, но совершенно никак не работает в “Тёмной Фениксе”. Всё дело лишь в том, что фильм сам не знает, на чём он пытается сконцентрироваться. Прошли года, Джин стала полноправным членом команды Людей Икс, но в один день, во время спасательной космической миссии, девушка входит в контакт с таинственной тёмной энергией из глубин космоса. Эта сила действует как катализатор, образуя некий симбиоз с Джин, сняв с её разума все замки, установленные профессором в детстве.
Примерно с этого момента совершенно серым и однообразным способом картина начинает словно нашёптывать те вещи, которые она уже громко проговаривала в начале. “Тёмный Феникс” пытается, именно пытается изо всех сил поднять насущную тему. Нельзя замалчивать и укрывать психические и моральные болезни, их нужно решать здесь и сейчас, иначе в будущем станет намного хуже. И это бы сработало, если бы лишь на этом и был сконцентрирован сценарий фильма, но, к сожалению, режиссёру захотелось поиграть в многослойность. Как итог: лента попросту разваливается от огромного количества персонажей и их сюжетных арок, далеко не все из которых она закрывает. А самое интересное, что подаётся окончательная версия ленты, как завершение 19-летней истории, но фильм так не воспринимается совсем.
Самый главный промах картины: “Тёмный Феникс” сам не знает, на каком герое ему нужно концентрировать своё внимание. Логично, что он должен целиком и полностью фокусировать историю на личностной драме и терзаниях Джин Грей (Софи Тёрнер), ведь именно она красуется в названии фильма. Но лента придерживается этой логики лишь в первом акте, после которого повествование начинает скакать от одного персонажа к другому. У “Тёмного Феникса” попросту нет центра истории, в ней нет лидера и нет чётко выстроенной сюжетной линии. Все два часа герои просто бегают туда-сюда, копируют сцены из предыдущих фильмов своей франшизы и не только, пафосно говорят и эффектно дерутся время от времени.
В “Темном Фениксе“ заметно, как Кинберг беспомощно пытается воссоздать изящество прошлых фильмов. У него получается создать одну занимательную экшен-сцену, действие которой развивается на скоростном поезде под грандиозную музыку Ханса Циммера. К несчастью, он также пытается объяснить загадку Феникса с помощью мертворожденного второстепенного сюжета с расой инопланетных похитителей тел, лидера которых играет на удивление невыразительная Джессика Честейн. Ее взгляд из-под тяжелых век призван показать ее инопланетную отрешенность, но вместо этого отражает, насколько скучно зрителю…
РЕЗЮМЕ: в конечном итоге „Темный Феникс“ — это не завершение, на которое могли надеяться фанаты франшизы „Люди Икс“. Фильм не очень пытается подвязать все сюжетные хвосты, пока серия, вероятно, подходит к концу. Он несколько отстал. В любом случае это забавное и безопасное кино для просмотра фанатами персонажей в зале с мощной аудиосистемой, и оно оставляет основных персонажей в достаточно хорошем состоянии, чтобы мы могли вспоминать о них с теплотой…
подготовил Николай Лежнёв