Для студии Walt Disney уже начинает входить в привычку экранизировать классические сказки именитых авторов на современный лад. В прошлом году на экраны вышла визуально прекрасная “Красавица и чудовище”, а уже в этом году Лассе Халльстрем и Джо Джонсон подготовили свое прочтение “Щелкунчика” - предельно толерантное. При этом в актерском составе приятно увидеть украинского артиста балета Сергея Полунина. Бюджет - $120 000 000. Хронометраж 01:39. В главных ролях - Маккензи Фой, Джейден Фовора-Найт, Кира Найтли, Хелен Миррен, Морган Фриман, Мисти Коуплэнд, Эухенио Дербес, Ричард Э. Грант, Мэттью Макфэдиен. Мировая премьера – 26.10.2018. Премьера в Украине – 06.12.2018 (B&H Film Distribution Company). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: получив необычный подарок на Рождество, юная Клара (Маккензи Фой) отправляется в захватывающее путешествие по загадочным местам: Стране Снегов, Стране Цветов и Стране Сладостей. Но девушке нужно попасть и в четвертое королевство, где ей придется столкнуться с целой армией мышей во главе с Мышиным Королем.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: для студии Walt Disney уже начинает входить в привычку экранизировать классические сказки именитых авторов на современный лад. В прошлом году на экраны вышла визуально прекрасная, но пустая “Красавица и чудовище”, запомнившаяся лишь ужасным пением Эммы Уотсон, исполнившей главную женскую роль, а уже в этом году студия подготовила свое прочтение “Щелкунчика” по мотивам Э. Т. А. Гофмана. И, видимо, чтобы не повторять предыдущие ошибки, в этот раз авторы полностью отказались от музыкальных номеров, отдав предпочтение классическим композициям Чайковского, благодаря которому “Щелкунчик” ассоциируется в первую очередь с русскими балетом и музыкальными шедеврами.
“Щелкунчик и четыре королевства” представляет собой поппури большинства фильмов Disney за последние десять лет. Но главная проблема фильма заключается в том, что он попросту разрушает все хорошее, что было в оригинальных работах немецкого писателя-романтика.
Работавшие в дуэте режиссеры Лассе Халльстрем (“Хатико”, “Правила виноделов”) и Джо Джонсон (“Джуманджи”) давно зарекомендовали себя, как очень хорошие постановщики, способные грамотно выстроить историю. Однако сценарий написала Эшли Пауэлл, а про то, что продюсер и сценарист — это полярные по своим умениям и обязанностям профессии, ей, видимо, никто не сказал. В сценарии отсутствуют идея, структура, грамотно прописанные характеры персонажей, но зато прекрасно себя чувствуют картонные диалоги, проговариваемые всеми артистами максимально сухо и пресно, а также навязчивая толерантность, пропитавшая сценарий до основания.
В современном мире всем настолько легко оскорбиться, что крупные голливудские студии уже идут на все лишь бы все остались довольны. Фильм “Щелкунчик и четыре королевства” исключением не стал, демонстрирующий всю абсурдность современных трендов, возводя их в абсолютный апофеоз. Нет ничего плохого в том, когда центральную мужскую роль играет темнокожий актер, но нет ничего хорошего, когда афроамериканцу дают возможность воплотить образ Щелкунчика, несмотря на то, что действие картины происходят в викторианскую эпоху, когда в Англии чернокожих не было и не могло быть, особенно среди балерин.
Сюжетно картина повторяет “Алису в стране чудес” Тима Бертона, напоминая именно произведение Льюиса Кэрролла, а не Гофмана, но лишь за тем исключением, что в контексте истории Бертона все имело свою логику и смысл, в то время, как в “Щелкунчике и четырех королевствах”, нет ничего. Героиню по имени Клара (Маккензи Фой) совершенно не удивляет открытый ею магический мир. При этом её нельзя назвать совсем ребенком, для которого подобное открытие не могло бы стать чем-то шокирующим, как было, к примеру, в “Хрониках Нарнии”.
Видно, что до зрителя картина дошла в довольно сыром варианте. Фильм выглядит попросту недоделанным. Зачастую складывается ощущение, что из него вырезали гору материала, от чего все события пролетают с невероятной скоростью, а мотивы и действия героев остаются для зрителя загадкой. Вместо заявленных в названии четырех королевств, на деле имеются всего два: королевство мышиного короля, хотя правит в нем женщина Матушка Имбирь (Хелен Миррен), и королевство Сахарной Сливы (Кира Найтли). Клара, по классике, истинная наследница и правительница мира, единственная, способная наладить мир и спасти всем. Банально? Еще как - все “неожиданные”сюжетные повороты настолько избиты и предсказуемы, что ничего кроме смеха лента не вызывает.
Особенно забавляют артисты, в чьих глазах отражается зеленый студийный фон и на лицах которых читается непонимание того, какие эмоции от них требуются в отдельно взятых сценах. Маккензи Фой (“Интерстеллар”) - молодая и способная актриса, но в роли Клары она больше напоминает красивое дерево, на которое приятно смотреть, но не более, поскольку внутри ничего нет. Даже наличие таких именитых артистов в касте, как Морган Фримен и Хелена Миррен не спасает положение, а наоборот ухудшает. Особенно расстраивает Кира Найтли, кривляющаяся так сильно, что оставляет после каждого своего появления неприятно кислое послевкусие. Забавляет не столько ее игра, сколько то, как пытается Найтли подражать Энн Хэтэуэй - “Белой Королеве” из “Алисы в стране чудес”.
Режиссеры Лассе Халльстрём и Джо Джонстон попытались причесать психопатичную гофмановскую историю под свои расплывчатые нужды довольно лихорадочно. Оба в итоге потонули в сложнейшем символизме. С великим наследием Чайковского они тоже не понимают, что делать: да, в фильме есть вставные балетные сцены, но они совершенно не дышат внутри большого костюмированного глупого фильма. Даже обещанной рождественской сказки обнаружить не успеваешь, настолько быстро главная героиня пробегает по выдуманной под нее вселенной, функционирующей по так и не объявленным законам. Впрочем, детям 6-10 лет (отнюдь неискушенным киноманам), это яркое кино понравится. Несмотря на негативные отзывы англоязычных критиков и слабые сборы в США, в мировом прокате "Щелкунчик..." уверенно собирает кассу - 139 млн.$, и уже полностью окупился…
РЕЗЮМЕ: детское или семейное кино – дело серьезное, иногда куда серьезнее, чем фильмы, именуемые как "взрослые" или "умные". Взяв за основу сценария разом сказку Гофмана и балет Чайковского, продюсеры фильма "Щелкунчик и четыре королевства" обрекли себя на сложнейшие творческие поиски. И не факт, что они увенчались успехом..
подготовил Николай Лежнев