Когда Ихтиандр был маленький, с кудрявой головой..
Если у вас нет возможности попасть в Италию этим летом - ощутить чарующую атмосферу Ривьеры можно уже сейчас. Для этого нужно всего-навсего посмотреть мультфильм Энрико Касаросы от студии Pixar. Еще пять лет назад выпуск сиквелов своих популярных анимационных картин позволил Pixar заработать кучу денег. Тогда мы следили за приключениями рыбки Дори, чуть погодя смотрели, как семейка Парр снова спасает мир, и наконец наблюдали за возвращением Шерифа Вуди и Базза Лайтера в четвертой части «Истории игрушек». Да, между этими уже известными нам героями мелькали поистине впечатляющие проекты («Головоломка», «Тайна Коко»), однако именно с 2020 года студия решила сосредоточиться на оригинальном контенте. Так появились «Вперед» и «Душа», и совсем скоро моря выплыл Лука, чтобы со своим другом Альберто под палящим солнцем исследовать итальянский приморский городок. Пресс-показ состоялся в кинотеатре «Оскар» (ТРЦ Smart Plaza Polytech). В главных ролях (озвучка) - Джейкоб Тремблей, Майя Рудольф, Джек Дилан Грейзер, Джакомо Джианниотти, Джим Гэффиган, Эмма Берман, Франческа Фанти, Джино Д’Акампо, Марко Барричелли. Озвучка (Украина) - Тимофей Марченко, Есения Селезнёва, Даниил Лакоза, Николай Боклан, Татьяна Зиновенко, Анатолий Зиновенко, Дмитрий Рассказов. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 17.06.2021. Премьера (Украина) - 18.06.2021 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: необычные создания, известные в округе как морские чудовища, волшебным образом принимают человеческий облик, стоит им только выйти на сушу. 13-летний Лука (Тимофей Марченко) мечтает повидать мир за пределами своего дома, где ему приходится пасти рыб, как овец, и слушать рассказы мамы о том, как опасен человеческий вид. После встречи с Альберто (Даниил Лакоза) перед героем открываются новые двери: бесстрашный новый приятель вынуждает парня ступить на землю, уверяя, что за пределами воды все намного лучше. Так начинается чарующее лето двух друзей. Поедание пасты, мечта о катаниях на мотороллерах Vespa, ныряние с крутых скал в бирюзовую воду и знакомство с жителями очаровательного города где-то в Лигурии. Все бы ничего, только вот, следуя за своим любопытством, героям то и дело нужно скрывать свою тайную личность от горожан, которые считают морских обитателей настоящими чудовищами… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: студия Pixar давно приучила кинозрителей к мультфильмам потрясающей визуальной красоты. И не только - почти всегда в них присутствуют остроумные сюжеты, одновременно забавные и временами до боли пронзительные. На мой вкус, лучшие из них - «Головоломка», «Вверх», «В поисках Немо», «Рататуй» и недавняя «Душа». Анимация «Лука» режиссёра Энрико Касаросы (номинация на Оскар-2012 за короткометражку «Луна») остаётся просто очаровательным фильмом, не претендуя на что-то большее. Энрико Касароса описал «Луку» как «глубоко личную историю», вдохновленную его детством в Генуе. По словам режиссера, в результате получился фильм, который «отдает дань уважения Федерико Феллини и другим классическим итальянским режиссерам, при этом с явным влиянием Хаяо Миядзаки». Интересно, что вначале Disney подал на регистрацию авторских прав названия «Портороссо» и «Изола дель маре» («Морской остров»). Вполне возможно, что «Портороссо» является отсылкой и игрой слов к фильму Миядзаки «Порко Россо» (1992). В сюжете фильма нет какой-то невероятной драмы, зато есть многочисленные и очень симпатичные персонажи. Лука Пагуро и Альберто Скорфано, несмотря на их причудливую подводную внешность, вполне простые ребята, которые наслаждаются абсолютно новой для них жизнью на суше. Мама Луки, Даниэла Пагуро (Татьяна Зиновенко), всегда готова встать на защиту сына, в то время как его папашу Лоренцо (Анатолий Зиновенко), больше интересует выращивание элитных крабов. Очаровашка Джулия Марковальдо (Есения Селезнёва) - общительная и очаровательная авантюристка, которая дружит с Лукой и Альберто, но скептически относится к существованию морских чудовищ. Отец Джулии, Массимо Марковальдо (Николай Боклан) - огромный однорукий татуированный рыбак и умелый повар. Несмотря на то, что Лука и Альберто напуганы его большими размерами и умением обращаться с ножом, у Массимо мягкое сердце. Эрколе Висконти (Дмитрий Рассказов), местный хулиган - неоднократный чемпион городских гонок на Кубок Портороссо, «владелец мопеда Vespa, который считает, что все его любят и с удовольствием смотрят, как он наворачивает бутерброды». Лука Пагуро - это все тот же наивный Ихтиандр из фильма «Человек-амфибия» 1961 года. Только в раннем детстве, без интригующей тайны своего появления и с не вполне ещё проснувшимся либидо. Но главное в фильме Энрико Касаросы не это. История разворачивается на фоне красочной итальянской местности, где каждый штрих и каждую улочку обволакивает дух страны или скорее даже отдельно взятого региона - Лигурии. Итальянские специалитеты в виде культовой марки мопедов Vespa, десятка видов пасты, джелато и манерной речи жителей позволяют окунуться в атмосферу средиземноморского побережья. Дизайн города Портороссо с его центральным фонтаном и узкими извилистыми улочками совершенно очарователен и детально прорисован - вам захочется срочно забронировать туда поездку (в реальности пляж Порто Россо расположен на юге Италии, между Бари и Бриндизи).
РЕЗЮМЕ: возможно, «Лука» не станет очередным шедевром студии и останется в тени той же недавней «Души», о которой все еще идут разговоры. Да и нужно ли каждому проекту компании заставлять своих зрителей реветь в три ручья? В мире, где все еще недостаточно доброты и сочувствия, подобные работы заслуживают особого внимания. Пусть мультфильм итальянского режиссера Энрико Касаросы и вправду кажется менее масштабным и революционным, чем громкие премьеры Pixar, это никак не умаляет его долю обаяния и волшебства, которыми он щедро делится как с детьми, так и со взрослыми…ДРУГОЕ МНЕНИЕ: Энрико Касароса, создавая «Луку», вдохновлялся кинолентами об Италии 50-х годов прошлого века. Например, такими, как «Дорога» и «Римские каникулы». В фильме «Лука» даже есть афиши к обеим этим картинам, специально нарисованные художниками Pixar. Зритель при просмотре «Луки» вспомнит и «Большие гонки» - фильм 1965 года, также ставший классикой. Потому, что главные герои примут участие в необычном соревновании. И вообще в картине много так называемых клифхэнгеров - крючков, обращающих к культурным кодам разных времен и эпох. Так, одну из рыб-мальков зовут Мона Лиза - («Мона Лиза, почему ты так улыбаешься?» - спрашивает ее Лука), строгий проницательный кот носит имя Макиавелли. На мопеде мы видим портрет Марчелло Мастрояни....Все это - «работает» не просто на сюжет мультфильма, но и на его главную идею. Потому что при более пристальном взгляде на фильм «Лука» каждый поймет, что это - «Оскар» в чистом виде. Ведь этот, казалось бы, незатейливый мультфильм - доказательство того, что любые строгие правила и ограничения всех времен, эпох и народов можно учесть в своем творчестве - был бы талант. Как волшебной палочкой, дар создателей раздвигает «обязательные элементы» в мультфильме и выводит на первый план - главное. «Лука» - о том, что следует признавать и женщин, и мужчин, и пожилых, и молодых, людей любого цвета кожи, любой национальности, сословия и класса. Как бы ни были эти люди необычны. К примеру, линия старшего поколения - бабушка Луки - та еще хулиганка и зачинщица. Не желая подрывать авторитет матери, которая запрещает Луке покидать места, где разрешено плавать, бабушка тайком каждую ночь сбегает на поверхность. А среди землян есть другие старушки, возможно, бабушкины подружки - можно лишь довообразить, которые вдруг неожиданно к концу мультфильма совершают такой «каминг-аут» (признание), что ничего не остается, как наградить этот ход в мультфильме аплодисментами. Этот мультфильм полюбят представители любого большинства и меньшинства. Все, о чем серьезно дискутируют на высоких трибунах, ломая копья, захлебываясь в спорах, мультфильм «Лука» представляет изящно и просто. Та же «волшебная палочка» - то есть талант авторов - перемешивает в мультфильме прошлое, настоящее и будущее, классику и новаторство, и, конечно же, чувства. Страх, предательство, любовь родителей к детям и детей к родителям, обиду, любопытство, стремление следовать за мечтой... Влюбится ли, будучи на поверхности, главный герой, как Ихтиандр в Гуттиэре - зритель может довообразить себе и эту историю.
Более того, мультфильм «Лука», как и многие, к которым «приложили руку» и Disney, и Pixar, и Пит Доктер (он тут - в числе продюсеров), пробуждает в человеке воспоминания или ощущения (в зависимости от личности) о том, что он добр и прекрасен и может любить и получать любовь от других. Он воскрешает во взрослых людях маленьких детей, а малышей делает намного мудрее. И в финале становится почти физически больно оттого, что в целом люди перестали такими быть и жить по этим правилам, что где-то идут войны и царствует сплошной мрак, что к кому-то относятся несправедливо... В то время, когда вот он - другой мир - итальянское солнце, море, вкусная еда (в фильме присказка «О Санта Моцарелла!») и веселое умение друзей Альберто и Луки - сказать своему внутреннему страху «Заткнись, Бруно!». А еще в этом мире можно лежать под звездами, думая, что это - светящееся рыбы, только живущие на небесах...Поэтому и испытываешь и такое чувство, что трудно "выходить" из этого мультфильма, хочется продолжения. И да - надежда на него есть. Дает ее отшельник, настолько прозрачный, что видно его большое сердце. Живет на недосягаемой глубине, питается тушами китов. А зовут его, когда совсем уж нелегко… Мир был бы хуже, если бы в нем не существовали мультфильмы Disney и Pixar, и всю глупость, которая творится вокруг, не превращали бы в волшебную сказку. Сам Андерсен, доведись ему посмотреть мультфильм «Лука», перечитал бы свою "Русалочку" и громко зааплодировал... При этом следует отметить, что в целом «Лука» не похож на знаменитый диснеевский мультфильм «Русалочка». Он - совсем другой. И это своеобразие также хочется и любить, и уважать, следуя не только принципам толерантности, но и велению сердца. (Сюзанна Альперина)
Николай Лежнев