Не совсем детектив...
Прокатчики рекламируют фильм Энди Годдарда как детектив при том, что Патриция Хайсмит, по роману которой поставлена картина, в жизни не писала детективов...В главных ролях - Патрик Уилсон, Хейли Беннетт, Джессика Бил, Винсент Картайзер, Эдди Марсан, Кен Штрунк, Радек Лорд, Корри Дэниэли, Дженнифер Энскат. Хронометраж - 01:35. Мировая премьера - 17.04.2016. Премьера в Украине - 19.01.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Нью-Йорк, шестидесятые годы прошлого века. Стэкхаусы - внешне идеальная семейная пара: молодые, красивые, успешные. Уолтер Стэкхаус (Патрик Уилсон) - удачливый архитектор, его жена Клара (Джессика Бил) - процветающий риелтор и великолепная хозяйка прекрасного дома. На самом деле Уолтер давно думает о разводе, потому что Клара замучила его своими претензиями, истериками, ревностью и угрозами покончить с собой, если он ее оставит. Однажды внимание Уолтера привлекает газетная заметка: женщина, жена букиниста, жестоко убита неподалеку от стоянки автобуса, преступника не нашли. Ему кажется, что убийцей мог быть муж жертвы, хотя у того, казалось бы, надежное алиби. Стэкхаус решает с ним встретиться, не предполагая, в какую ловушку угодит...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: почему режиссеру Энди Годдарду (сериалы "Дракула", "Аббатство Даунтон") так не везёт? За что кинокритики облили помоями его новый фильм? Ведь на фоне миллиона однообразных современных поделок, "Ловушка" сказочно хороша. Возможно дело в том, что вас обманули. Не создатели фильма, а прокатчики. Они рекламируют фильм как детектив, а люди с небольшим кругом чтения и представления не имеют, что Патриция Хайсмит в жизни не писала детективов. Её конёк - психологические триллеры, где мелочность души человека сталкивается с трагедией не по размеру. И то, что снял Годдард более всего подходит определение "остросюжетная драма".
Архитектор Уолтер Стэкхаус (Патрик Уилсон) медленно сходит с ума, подвергаясь постоянному давлению жены-неврастенички. Не так далеко от него живёт книгопродавец Киммел (Эдди Марсан), которого подозревают в убийстве жены. И вот тут режиссёр Годдард показывает себя прекрасно, ни разу не говоря вслух, но создавая то пространство, когда зритель подглядывает за мыслями героя. Нам ещё не объявили, что Стэкхаус хочет убить жену, но мы это уже знаем. По взглядам, по затравленному выражения лица, по заворожённости историей Киммела, который, как он считает, вышел сухим из воды.
Сама идея книги Патриции Хайсмит заключена в том, чтобы представить мир, кажущимся красивым. Если вы вспомните о фильмах так называемой "территории Хайсмит", сразу же всплывут в памяти "Талантливый мистер Рипли", "Два лика января" или даже "Незнакомцы в поезде". Это красивый мир, населенный красивыми людьми в красивой одежде, пока вы не начнете скрести поверхность, и вашему взору откроется нечто тёмное. Некое безумие, которое живёт в людях, искажённые формы семьи - это все то, что интересовало Хайсмит. И лучшего экранизатора, чем Годдард сложно вообразить. В фильме полно поклонов Хичкоку, но всё-таки те мастера делали свои личные фильмы на основе идей Хайсмит, сам же Годдард не превносит личностного смысла, создавая ровно тот же конфликт, что и был в книге. Ведь когда жена Стэкхауса мертва, тот попадает в противостояние с Киммелом. Каждый старается утопить другого, сдать ещё одному безумцу - детективу Корби (Винсент Картайзер), который охотится за обоими, получая садистское удовольствие от того, что загоняет жертвы, вину которых доказать не в состоянии.
В Годдарде чувствуется старательность, но при этом в нём нет заискивания. Яркий, сочный видеоряд не несёт дополнительного символического смысла, он призван только раскрыть основной посыл. И с этой задачей Годдард справляется блестяще. Размытая сцена свадьбы, полулегальный клуб, арки заброшенного подвала, тонкие руки-пальцы манекенов. Можно перечислить десяток картин абсолютно низкопробного арт-хауса, который превозносят за креативность, когда в "Ловушке" шикарное умение повторить триллер 60-х годов.
И дело не только в одежде и старинном дизайне, это ещё и метод съёмки. Одним из признаков, чем отличается современное кино, является преобладание общих и дальних планов, от которых создаётся впечатление, что вся снято на камеры наружнего наблюдения. Годдард же настойчиво использует старинные методы монтажа, а также планы средние и крупные, давая актёрской игре выглядеть выпуклой, зримой.
РЕЗЮМЕ: "Ловушка" - это блестящий фильм. Не такой блестящий, как у мастеров жанра, но гораздо выше среднего уровня. С тонко соблюдённой атмосферой, без единого положительного героя, без детективной составляющей. Психологический триллер о противостоянии, в котором будет поставлена столь же яркая, как и сам фильм, кроваво-красная точка...
Николай Лежнев