Рецензия на фильм «Леди Макбет» (Lady Macbeth) (1703)

На одно из самых известных произведений русской классики, роман "Леди Макбет Мценского уезда", "замахнулся" режиссёр-дебютант британец Уильям Олдройд. От классического советского его фильм отличается не только обновленной развязкой но и вопиющим различием между неистовой Катериной Измайловой (Наталья Андрейченко) и аморфной Кэтрин (Флоренс Пью). В ролях -  Космо Джарвис, Кристофер Фэйрбэнк, Наоми Аки, Билли Феллоуз, Иэн Коннингхэм, Пол Хилтон, Голда Рошевель, Финн Барридж, Ребекка Мэнли. Хронометраж - 01:29. Мировая премьера - 10.09.2016. Премьера в Украине - 05.10.2017 (Мульти Медиа Дистрибушн). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Викторианская Англия XIX-го столетия. Небольшая деревня, живущая в соответствии с особыми укладами и нравами, присущими той поре. Молодая девушка по имени Кэтрин (Флоренс Пью) проживает скучную и ничем не примечательную жизнь. Всё меняется, когда она узнает, что должна стать супругой мужчины, который вдвое старше её. Новоиспеченная семья относится к Кэтрин с пренебрежением и даёт девушке понять, что ждать заботы и любви в этом доме ей не стоит. Спустя некоторое время Кэтрин заводит знакомство с молодым рабочим фермы своего супруга, и между ними вспыхивает страсть...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в своём полнометражном дебюте британский режиссёр Уильям Олдройд отваживается ступить на почву русской классики - самого, пожалуй, известного произведения Николая Лескова. Литературный первоисточник предстает этаким хичкоковским вариантом "Грозового перевала", в котором феминизм должен восторжествовать над тяжёлыми оковами патриархата, но на деле всё оказывается куда скромнее. Перенесённое в Англию XIX века действие доказывает универсальность истории - русские помещичьи реалии того времени заменены на, в принципе аналогичные, Туманного Альбиона с примесью ржавых пустошей, свинцовых облаков и лёгкого расового неравенства.
Тщедушный муж, мастурбирующий на повёрнутую лицом к стене жену — квинтэссенция мужского шовинизма в одной сцене, вот только бунтует Кэтрин-Катерина у Олдройда вовсе не от этого. Можно сколько угодно искать глубину и смысловые подтексты в фильме, благо постановщик на то и рассчитывает, однако в любом случае суть не меняется - от скуки праздной и недостатка настоящего мужского внимания пускается девушка во все тяжкие, раздвигая ноги навстречу блудливому адюльтеру. Однако обёртка из секса и насилия не срабатывает, ведь сценарий Элис Бирч чересчур купирует и без того не особо сложносочинённый сюжет Лескова, оставляя на экране только ключевые точки повествования (да и то не все). Бушующая стихия, заточённая в молодом женском теле здесь так и не вырывается наружу, а порывистая, жертвенная и жуткая натура главной героини обретает сначала оттенок сумасбродного безумства, а после - хладнокровной ярости, едва сдерживаемой за немигающим взглядом напряжённых глаз.
Олдройд оказывается хорош в статике, но совершенно невозможен в динамике. Уделяя значительное внимание построению кадра, черпая вдохновение в художественных полотнах, британец никак не может скрыть скудность средств своей режиссёрской выразительности. Будучи крепким театральным постановщиком, он совершенно не умеет оживлять кинематографическую действительность, придавать ей глубину и осмысленность. Там, где необходимо играть на нерве - у него лишь взгляды и неоправданный минимализм мизансцен, где необходим импульс - сплошная инерция, презентующая режиссёра как никудышного рассказчика. Без знания литературного первоисточника всё действо здесь выглядит неловким наброском, пытающимся эпатировать отдельными кадрами унылого секса и циничного убийства (благо мрут все — и люди, и кони, и зрительский интерес).
Олдройд и Бирч создают свою собственную развязку истории, убирая волю случая в качестве карающей руки небесного правосудия и ставя во главу угла рождение нового чудовища, до скрежета стиснувшего свои зубы в отчаянной попытке взойти на местечковый диванный престол. Мужские персонажи как таковые почти полностью выведены из действия - они суть причины, но в самих событиях участвуют мало. Катализаторы, но на исход не влияют: муж нужен для того, чтобы начать бунтовать, тесть - для того, чтобы переступить черту, а любовник — чтобы понять, каково это, когда само небо рушится на голову. Однако героиня Флоренс Пью выглядит слишком аморфной для такого эмоционального спектра и сама по себе кажется олицетворением всей рассказываемой на новый лад истории - инертное создание, поступки которого диктуются обстоятельствами, хотя режиссёр отчаянно делает вид, что здесь у него всё наоборот.
РЕЗЮМЕ: "Леди Макбет" Уильям Олдройд получается ничем иным, как своеобразным киноколлажом на тему посмертных фотографий, на которых все причастные лица запечатлевают себя на фоне их мёртвого творения и дружно делают вид, что оно на самом деле живое...
 Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *