А в жизни он был кукловодом…
Может показаться даже странным, что столько десятилетий кинематограф не обращался прежде к личной жизни Пьера Луи, французского поэта, писателя и создателя эротических фотографий в самом конце XIX века, хотя его самый знаменитый роман «Женщина и паяц» переносился на экран восьмикратно (лучшей постановкой считается «Этот смутный объект желания» Луиса Бунюэля). В реальной жизни Пьер Луи точно не был паяцем или марионеткой в руках коварных женщин. Напротив - являлся своеобразным кукловодом, легко манипулирующим чужими судьбами, покоряющим всех женщин на своём пути, кому никто и никогда не мог отказать. Термином «curiosa» в искусстве обозначается объект эротического характера — предмет, книга или фотография, что наглядно демонстрирует в своей дебютной киноработе ТВ-постановщица Лу Жене. В главных ролях - Ноэми Мерлан, Нильс Шнайдер, Бенжамен Лаверн, Камелия Джордана, Амира Касар, Скали Дельпейра, Матильда Варнье, Мелоди Ричард, Дэмиен Боннар. Хронометраж – 01:47. Мировая премьера – 03.04.2019. Премьера в Украине – 16.05.2019 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: вторая из трех дочерей французского поэта кубинского происхождения Хосе-Марии де Эредии, Мари (Ноэми Мерлан), с детства вращалась в артистических кругах и была влюблена в поэта Пьера Луи (Нильс Шнайдер), но в итоге вышла за другого стихотворца, Анри де Ренье (Бенжамен Лаверн). Правда, свою связь с Луи она не прекратила и, будучи в браке, продолжила встречаться с любовником, разделяя с ним его страсть к эротическим фотографиям, охотно позируя в ню-фотосессиях. И, хотя девушка порой мучилась от частых разлук с любимым, этот «менаж-а-труа» особых хлопот ей не причинял, поскольку в жизни Мари де Ренье были и другие не менее пикантные детали, к которым она относилась очень легко в силу прогрессивных взглядов…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: термином «curiosa» в искусстве обозначается объект эротического характера — предмет, книга или фотография, что наглядно демонстрирует в своей дебютной киноработе ТВ-постановщица Лу Жене, основываясь на переписке самой Мари де Ренье и Пьера Луи. Впечатления, которые возникали во время просмотра этой картины, рождали на свет ассоциации, будто держишь в руках винтажное бульварное издание с игривым названием в духе «Альбом фривольных картинок мадам Жужу». Фактически, «Куриоса» является ожившим сборником подобных пикантных снимков, нанизанных на сюжет с драматургическим уровнем, близким, скорее, Тинто Брассу. То, что для Жене это дебют на большом экране, как и флер ее телевизионного прошлого, ощущается уже с самых первых кадров — скучным, статичным телеязыком она скороговоркой знакомит зрителя с персонажами, резким и даже примитивным образом обрисовывает их взаимоотношения, дабы поскорее перейти к эротическим сценам, а потом пытается придать всему происходящему тонкость и даже некое подобие глубокомысленности, но получается неважно.
Сценарий «Куриосы» упорно не хочет выходить за рамки салонной мелодрамы, а то, как применяется в картине монтаж, вообще вызывает недоумение, поскольку большинство эпизодов грубо нарезается без плавных переходов, лихо прыгая по жизненным событиям героев, отказываясь от внятной проработки характеров, ситуаций и прочих важных психологических деталей, образуя почти халтурные стыки. Конечно, у Жене, в отличие от того же Тинто Брасса, есть вкус и чувство изящного, она неплохо выстраивает мизансцены, но зачем-то пытается робко заигрывать с выбивающимся из общей стилистики постмодернизмом и порой включает неуклюжие современные аранжировки в качестве саундтрека — видимо, чтобы провести актуальные параллели с событиями фильма и жизнью клубной богемы наших дней. Но даже красивого, томного кадра, эффектных композиций и обилия игры света и тени слишком мало, чтобы увлечь, взволновать или тем более возбудить зрителя — уж слишком режиссура Жене выглядит сухой, отстраненной и неубедительной. Возможно, в руках более внимательных и чутких создателей «Куриоса» могла быть стать элегантным исследованием природы сексуальности и ее влияния на творчество, поскольку материал располагал, да и кастинг был очень даже неплох: на вторых ролях присутствовала Амира Касар из «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино и «Порнократии» Катрин Брейя, а ведущая актриса Ноэми Мерлан с легкостью сочетала в себе раскованность, чувственность и наличие драматического таланта. Но пока же кинопроба Жене остается тем, чем есть — визуально красивой, не лишенной изящества, но уж слишком поверхностной и несобранной помесью мыльной мелодрамы и лубочной ээротики.
В реальной жизни Пьер Луи точно не был паяцем или марионеткой в руках коварных женщин. Напротив - являлся своеобразным кукловодом, легко манипулирующим чужими судьбами, покоряющим всех женщин на своём пути, кому никто и никогда не мог отказать. И даже Мари де Эредиа, которая стала женой его друга, поэта Анри де Ренье, позже превратилась в самую страстную любовницу, более того - смело позировала для откровенных снимков, а потом тоже начала сочинять интимные истории, хоть и укрывшись под мужским псевдонимом Жерар Д’Увилль….
подготовил Николай Лежнёв