Картину Норы Фингшайдт можно показывать в педагогических вузах как образец настойчивых поисков путей к душе мятежного ребенка. Этот ее сценарий был высоко оценен многими международными конкурсами, а итог огромной работы - по-своему уникальный фильм - тоже займет свое место на фестивальных пьедесталах почета. В главных ролях - Хелен Зенгель, Альбрехт Шух, Габриэла Мария Шмайде, Мелани Страуб, Виктория Трауттмансдорфф, Марьям Заре, Матиас Бреннер. Хронометраж – 01:50. Мировая премьера – 08.02.2019. Цифровой релиз 09.04.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Бенни (Хелена Зенгель) – белокурая и бледнолицая 9-летняя бестия – кочует из одной приемной семьи в другую, из одного детского приюта в другой. В промежутках «отдыхает» в больнице, где врачи медикаментозно приводят ее в чувства после очередного приступа ярости, перед очередным переездом на новое место – тех, где еще не знают Бенни и готовы принять ее у себя, почти не осталось. Вспышки агрессии вызваны тяжелой детской травмой и выливаются то в драки, то в побеги, то в попросту неадекватное (по меркам установленных норм и морали) поведение. Бенни мечтает снова жить с мамой, но та давно сдалась. Врачи и психологи, вместо терапии, предпочитают пичкать ребенка таблетками от шизофрении. Воспитатели, в отличие от всех остальных, все еще не теряют надежду и веру в девочку – в особенности немолодая начальница соцслужбы и один из ее сотрудников по имени Миша (Альбрехт Шух), который работает с трудными подростками, усмиряя их гнев трудотерапией на лоне природы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: мебель живописно разлетается в щепки, из разбитых носов и лбов льется кровь, то и дело слышатся душераздирающие крики, визги и надрывное «Мама!», особенно громким эхом отзывающееся в идиллической лесной глуши. С таким уровнем натурализма в изображении приступов главной героини, да и в целом с подобной остросоциальной тематикой «Крушитель системы» действительно легко мог бы скатиться в спекуляцию – несколько лет назад на Берлинале это случилось с другим немецким конкурсным фильмом про аборты на поздних сроках беременности. Тем не менее Фингшайдт обходит жанровые ловушки – прежде всего тем, что довольно честно показывает все стороны конфликта. У каждой из которых – своя правда и свое право на ошибку. Не только у маленькой девочки, ставшей жертвой обстоятельств в виде домашнего насилия, но и у взрослых, среди которых, будь фильм спекуляцией и манипуляцией, обязательно нашелся хотя бы один герой-спаситель без страха и упрека.
У Фингшайдт же все по очереди дают слабину, иногда даже роковую, но режиссер будто бы никого не винит – став социальным работником, не перестаешь быть человеком, став взрослым, не перестаешь совершать ошибки, став родителем автоматически не набираешься ума. Человеческий фактор – явление сколь непредсказуемое, столь и неизбежное, зачастую не зависящее от уровня профессионализма, от объема жизненного опыта, от возраста. А вот система сбоит, и против нее можно и нужно восставать, каким бы печальным ни был исход.
РЕЗЮМЕ: полнометражный игровой дебют Норы Фингшайдт многие, наверняка, обвинят в манипуляции зрительскими чувствами, учитывая, что в основе сюжета – история взаимоотношений очень трудного ребенка и государственных социальных служб. Но, думается, что стоит копнуть чуть глубже фабулы и обнаружить более тонкую историю. О системе, которая лишает человека права на человеческий фактор, и о бунте как о форме свободы…
подготовил Николай Лежнёв