В январе на Netflix вышел интереснейший документальный сериал Джо Берлингера «Беседы с убийцей: записи Тэда Банди». Спустя несколько месяцев нашему вниманию представлен художественный фильм «Красивый, плохой, злой» того же Берлингера. На первый взгляд - это какая-то рок-опера! В ролях - хореографически и вокально одаренный Зак Эфрон, дочь ударника и вокалиста Genesis Лили Коллинз, фронтмен Metallica Джеймс Хетфилд. И всё это, чтобы рассказать историю красавчика Тэда Банди - американского серийного убийцы, насильника, и, возможно, некрофила, действовавшего в 70-е годы. В ролях - Кая Скоделарио, Джон Малкович, Джеффри Донован, Анджела Сарафян, Брайан Джерати, Джим Парсонс, Хэйли Джоэл Осмент. Хронометраж – 01:50. Мировая премьера – 26.01.2019. Премьера (РФ) - 23.05.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: фильм рассказывает о нездоровых отношениям между печально известным психопатом и насильником Тедом Банди (Зак Эфрон) и его девушкой Элизабет Клопфер (Лили Коллинз). Банди был харизматичен и привлекателен, обходительно вёл себя с женщинами, что значительно помогало маньяку во время поиска новых жертв (всего их было около 30). При этом девушка Теда на протяжении многих лет отрицала его причастность к зверским убийствам, но в итоге лично сдала насильника полиции. В 1979 году состоялся суд над Банди, где председательствовал бывший офицер полиции Майами Эдвард Коварт (Джон Малкович). В результате маньяку вынесли смертельный приговор, однако казнили его лишь в 1989-м, через два года после смерти Коварта. Судебный процесс транслировался по национальному телевидению и привлёк внимание СМИ, поскольку Банди сам представлял свои интересы и спорил с судьёй…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Тэд Банди — один из самых известных серийных убийц. Его жертвами стали более 30 женщин, которых он жестоко убивал, насиловал, а по некоторым утверждениям даже употреблял в пищу. Вот только если взглянуть на фото или видеозаписи с ним, то никогда не сможешь поверить, что этот очаровательный и симпатичный мужчина мог оказаться злом во плоти.
Пожалуй, есть даже особая логика в том, что в прокате американский фильм «Чрезвычайно отвратительный, шокирующе злой и подлый» Джо Бёрлинджера получил более приятное название «Красивый, плохой, злой», как бы отсылающее к знаменитому вестерну «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне, хотя это сделано совершенно бездумно. Но вот среди пяти просмотренных картин, посвящённых Теду Банди, первому серийному убийце, в отношении которого был применён данный термин, именно в ленте Бёрлингера исполнитель роли Зак Эфрон, преимущественно известный по комедиям, выглядит действительно похожим на «красавчика-маньяка».
И вообще фильм построен так, что все шокирующие убийства, приписываемые Банди, остаются за кадром, а ещё возникает невольное предположение насчёт слабой доказательной базы в отношении самого скандального преступника Америки, а он сам упорно твердит о собственной невиновности. В какой-то степени можно почувствовать подобное в первой картине о Теде Банди - «Предумышленный незнакомец» (у нас перевели как «Осторожный незнакомец») Марвина Дж. Чомски, которая появилась в 1986 году, то есть при жизни приговорённого к смерти на электрическом стуле, в итоге ожидавшего десять лет, пока это произошло к безумной радости толпы, собравшейся у тюрьмы в конце января 1989 года.
А Джо Бёрлингер, признанный документалист, ранее работавший вместе с Брюсом Синофски, параллельно с игровой лентой о Банди выпустил к тридцатилетию его казни телевизионный хроникальный минисериал «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди», где тоже ощущается мотив огульного обвинения преступника на основе лишь косвенных улик. К тому же Бёрлингер и Синофски создали документальную трилогию «Потерянный рай», сумев вызвать интерес многих неравнодушных в разных странах мира к судьбе трёх подростков, объявленных жестокими убийцами трёх мальчишек младшего возраста. И ведь в результате их оправдали спустя почти два десятилетия. Да и в хроникальном фильме «Уайти: США против Джеймса Дж. Балджера» Джо Бёрлинджера речь идёт о нерасторопности, халатности и вообще коррумпированности полиции, суда, ФБР и прочих государственных структур, которым просто выгодно фабриковать дела и сваливать вину на тех, кто никак не причастен к противозаконной деятельности.
Конечно, куда полезнее ознакомиться с четырёхсерийной картиной Бёрлинджера о Банди, но и игровая лента также позволяет задуматься о том, насколько различные специалисты, не говоря уже об обычных людях, готовы точно и убедительно осознать, как происходит превращение «красивых» в «злых», и всегда ли общество и его институты способны предотвратить шокирующую деятельность «неуловимых маньяков», а тем более - не совершить зачастую непоправимые ошибки при наказании первых попавшихся под руку. Такие случаи тоже бывают, когда казнят за серийные убийства, а потом выясняется, что поймали не того и расправились с невинным человеком. Кстати, у Альфреда Хичкока, который не раз обращался к теме «без вины виноватых», даже есть особая работа под названием «Не тот», снятая словно в полудокументальной манере. И фильм Джо Бёрлинджера, в принципе, наследует этой хичкоковской традиции в постижении не столько детективного вопроса whodunit, а как и зачем, да и тот ли?!
подготовил Николай Лежнёв