Поскольку в США до октября бастуют сценаристы, вместо теннисной драмы «Претенденты» Венецианский фестиваль открыл фильм «Команданте» итальянского режиссера Эдоардо Де Анджелиса. Он уже приезжал в Венецию в 2018 году с фильмом «Порок надежды», участвовавшим в параллельной программе «Авторские дни». Международной аудитории неаполитанец может быть известен по экранизации книги Элены Ферранте «Лживая взрослая жизнь», который вышел на Netflix в прошлом году. В главных ролях - Пьерфранческо Фавино, Йоханнес Вирикс, Джузеппе Брунетти, Джустиано Альпи, Пьетро Анджелини, Алессандро Бандини, Паоло Боначелли, Джакомо Боттони, Франческо Канчелотти, Джорджо Кантарини. Хронометраж - 02:00. Премьера - 30.08.2023 (Венецианский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм «Команданте» основан на реальных событиях и рассказывает об итальянском офицере времен Второй мировой войны, подводнике и командире подводной лодки Comandante Cappellini Сальваторе Тодаро (Пьерфранческо Фавино). В октябре 1940 года Cappellini потопила нейтральное судно бельгийцев, перевозившее запчасти для британских военных самолетов. По приказу Тодаро шлюпку с 26 выжившими бельгийцами нужно было отбуксировать в ближайший нейтральный порт. Для этого подводному судну пришлось держаться поверхности, что делало его видимым для вражеских кораблей.
Оказывается, военными драмами увлекаются по всему миру - зарубежные cтудии, со все большим увлечением снимающие фильмы про различные вооруженные конфликты. Так, можно вспомнить «Двойную петлю» о Корейской войне, норвежский фильм «Военный моряк» о Первой мировой войне и оскароносную немецкую экранизацию «На западном фронте без перемен». Фильм по одноименному произведению Эриха Марии Ремарка показал, что национальный кинематограф при наличии хорошего бюджета, талантливого режиссера и опытных продюсеров может быть качественным и успешным на международном уровне. К сожалению, итальянский «Команданте» - совсем другой случай.
Фильм Де Анджелиса старомодный в плохом смысле этого слова. Благородное спасение бельгийцев произойдет только в третьем акте картины. Реальный исторический эпизод, хоть и красивый, на то и эпизод, что в драматургическом смысле на целый фильм его явно не хватает. Поэтому все остальное экранное время занято барочными изображениями из мирной жизни команданте, громкими речами о храбрости итальянских солдат и подвигами рядовых.
Эти сцены сопровождаются вездесущим патетическим закадровым голосом, постоянно напоминающим зрителям об ужасах войны и сыплющим банальностями о мыслях девушек, в последний раз «касающихся» солдат, которые вскоре «исчезнут в пасти металлического монстра». Де Анджелис настолько влюблен в собственный сценарий (написанный совместно с Сандро Веронези), что не может оставить его ни на минуту - ему нужно постоянно объяснять, рассказывать, размышлять. Режиссер совсем позабыл, что мы смотрим кино, а не читаем бульварный роман.
«Команданте» также отказывается решать главную этическую коллизию фильма. Во Вторую мировую войну итальянцы под управлением Бенито Муссолини сражались на стороне гитлеровской Германии, поэтому нам рассказывают о подвиге людей, которые оказались, как выражаются американцы, на «неправильной стороне истории». Всю дорогу сам команданте оправдывается тем, что он «человек моря», и неважно, кто на какой стороне сражается, ведь все мы люди. Однако объясняет Тодаро свой подвиг тем, что он итальянец. Получается, что фильм не говорит об общечеловеческих ценностях, а восхваляет итальянскую нацию: изрядная часть авторских отступлений касается Италии, того, какая она странная, непонятная, но благородная и непотопляемая. Подобный националистический пафос, особенно учитывая события, при которых происходит действие фильма, явно неуместен и во многом комичен (Тамара Ходова).
РЕЗЮМЕ: решение Венеции показать «Команданте» вместо выпавших из программы «Претендентов» понятно: это напичканное национальной гордостью кино, которое явно снимали с прицелом на международную аудиторию. Однако премьера на таком крупном фестивале может не пойти фильму на пользу. Если итальянские зрители еще могли бы отнестись к «Команданте» со снисхождением, то иностранные критики вряд ли способны на такие сантименты. Используя терминологию «людей моря», работой Де Анджелиса быстро залатали дыры. Но фестиваль тогда только начинал свое плавание, впереди у него было еще десять дней и множество ожидаемых и ярких фильмов, поэтому итальянский режиссер пошел на дно в гордом одиночестве…