В глубокой шахте который год сидит какой-то урод...
Хотя в фильме Арсения Сюхина можно заметить схожесть с короткометражкой «Зигота» и лентой «Район №9» Нила Бломкампа, внимание следует обратить на совсем другое. В том числе на то, что такого пластического грима, таких практических эффектов русское кино никогда не видывало. И у них там, в Америке, далеко не сплошь и рядом нынче подобная красота встречается, которую отнюдь не стыдно сравнить с аналогами из фильмов хоть Ридли Скотта, хоть Джона Карпентера, хоть Дэвида Кроненберга. В главных ролях - Милена Радулович, Сергей Иванюк, Николай Ковбас, Вадим Демчог, Кирилл Ковбас, Никита Дювбанов, Виктор Низовой, Артём Цуканов, Илья Ильиных, Владимир Колида. Бюджет - 125 000 000 руб. (1,58 млн.$). Хронометраж - 01:53. Рейтинг (16+). Премьера (РФ) - 04.11.2020. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Кольская сверхглубокая скважина - самый масштабный секретный объект страны. В 1984 году на глубине более 12 километров были записаны необъяснимые звуки, похожие на крики множества голосов. После этих событий объект закрывают. Небольшая исследовательская группа отправляется под землю, чтобы узнать, какую тайну скрывает глубочайшая скважина в мире. То, что они обнаружили, оказывается величайшей угрозой в истории. Теперь будущее человечества находится в их руках...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: начнём издалека. Три года назад южноафриканский кинодеятель Нил Бломкамп, создатель "Района №9" и ещё двух чуть менее успешных картин, забомбардировал YouTube огромным количеством короткометражек производства собственной студии. Короткометражки представляли собой концептуальные наработки различных стилей и жанров, и один опус выделялся особо - вещь под заголовком "Зигота", выглядящая как финальный акт какого-то хоррора: перепуганная блондинка, сыгранная Дакотой Фаннинг, бегает от страшного монстра по тёмным подземным коридорам где-то за полярным кругом. Ровно то же самое происходит в финальном акте не какого-то, а совершенно определённого хоррора, "Кольской сверхглубокой".Сходство с вышеописанным прослеживается по каждому пункту, включая цвет волос героини и дизайн монстра. Довольно исключительный, надо сказать, дизайн. Но это, конечно, ничего не значит. Как ничего не значит тот факт, что завязка "Кольской сверхглубокой" напоминает другой отечественный хоррор этого года - "Спутник". Тоже 80-е, СССР клонится к закату, и суровый мужчина при погонах приглашает учёную девушку на отдалённый объект изучить любопытный феномен. Суровый мужчина при погонах, конечно, потом тоже окажется клишированным воякой из тех, что, сталкиваясь с чем-то неведомым и опасным, стремятся это неведомое и опасное обратить в оружие. Но не таким всё же беспринципным, как злодей Бондарчука в "Спутнике". Учёную девушку-блондинку играет Милена Радулович, которую вы можете помнить по "Балканскому рубежу". Она говорит по-русски с сильным акцентом, и подчас её реплики сложно разобрать, зато этот акцент служит основной темой диалогов между ней и любовным интересом, молодым майором. Втрескавшийся с первого взгляда майор всё пытается угадать, откуда кареокая красавица родом, перебирая варианты: Эстония, Литва, Чехословакия, - а та кокетливо уходит от ответа. Такие себе диалоги, да. Вообще между завязкой и финалом "Кольская..." регулярно приунывает: самое интересное часто скрывается за кадром, в кадре - беготня и блуждания по тускло освещённым коридорам с перерывами на препирательства одномерных персонажей друг с другом. Не без эффектных моментов, но и не праздник духа. Праздник духа, он в конце. Там, где монстр. Где как у Бломкампа. Это, вы не подумайте, на самом деле не упрёк ни в коем разе. Мало ли что у кого было. В конце концов, и "Зигота", и "Спутник", и "Кольская сверхглубокая" - все из одного ксеноморфова яйца вылупились, оно по отношению к любому практически фантастическому ужастику всегда первично. Следует на другое совсем внимание обратить. В том числе на то, что такого пластического грима, таких практических эффектов русское кино никогда не видывало. И у них там, в Америке, далеко не сплошь и рядом нынче подобная красота встречается, которую отнюдь не стыдно сравнить с аналогами из фильмов хоть Ридли Скотта, хоть Джона Карпентера, хоть Дэвида Кроненберга. А это уже, знаете, немало для качественного хоррора. Да и много ли нужно-то?Нет, в идеале нужно порядком всего. Но "Кольская сверхглубокая" и не особо к идеалу стремится. Что есть хорошего, то есть. Загибайте пальцы. Советская эстетика, которая жанровому кино очень к лицу, и только сейчас почему-то это начало доходить до наших кинематографистов. Нетривиальный подход к главному: из-за чего весь ужас. Не из-за демонов ада ведь каких-нибудь, призраков, пришельцев или ещё чего. А из-за древних грибов. Героиня - и собой ничего, и храбрая, и сильная, и умная. Не как эти у Ридли Скотта того же в последних его опусах. Видит что-то непонятное - сразу перчатки натягивает, маску на лицо надевает. Очень актуально, между прочим, многим стоит у неё поучиться. (Алексей Литовченко)РЕЗЮМЕ: это практически все явные достоинства, но и из них получаются как минимум недурственные, если не великолепные, сцены. По-советски обставленное помещение затемнить, поместить туда Радулович, грибомутанта к ней за компанию (вручную любовно вылепленного), включить тревожный синтезаторный саундтрек (да, кстати, отличный синтезаторный саундтрек) - и всё, и замечательно. Пободрее и, несмотря на все явные заимствования и удивительные совпадения, свежее, чем у многих. Можно считать, общемировой тренд на подражание фантастике 80-х уверенно поддержан рёвом из родной советской преисподней...
подготовил Николай Лежнев