У Голливуда есть одна занимательная и слабо объяснимая тенденция: раз в несколько лет американские студии выпускают с коротким промежутком практически идентичные по сюжету ленты. Теперь настало время для фильмов о женщинах, чей талант эксплуатируют беспомощные мужчины. Совсем недавно мы увидели “Большие глаза” Тима Бертона о реальной художнице Маргарет Кин, “Жену” Бьёрна Рунге о выдуманной писательнице, а картина Уоша Уэстмоленда, рассказывает о писательнице реальной - члене и затем президенте Гонкуровской академии Сидони-Габриэль Колетт. В главных ролях - Кира Найтли, Элинор Томлинсон, Доминик Уэст, Аийша Харт, Фиона Шоу, Дики Бо, Аль Уивер, Денис Гоф, Роберт Пью, Рэй Пантаки. Хронометраж – 01:51. Мировая премьера – 20.01.2018. Премьера в Украине – 29.11.2018 (Мульти Медиа Дистрибушн). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: молодая Колетт (Кира Найтли) выходит замуж за обаятельного, но совершенно бесталанного писателя Анри Готье-Виллара, известного под псевдонимом “Вилли” (Доминик Уэст). Все его книги пишут “литературные негры”, сам он умеет лишь заводить отношения на одну ночь и транжирить все заработанные средства на пиры и бесконечных любовниц. В какой-то момент с финансами в семье становится так плохо, что Вилли просит жену написать для него небольшой роман. Колетт просьбу выполняет — и получает мгновенный хит, который, конечно же, выходит под именем её мужа. Девушка продолжает писать истории, Вилли приобретает всё больший вес в литературном сообществе, пока наконец чаша терпения Колетт не переполняется. Она начинает всё упорнее требовать и своего имени на обложках книг...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: у Голливуда есть одна занимательная и слабо объяснимая тенденция: раз в несколько лет американские студии выпускают с коротким промежутком практически идентичные по сюжету фильмы. И речь не о мокбастерах Asylum — “двойниками” обычно становятся серьёзные драмы, чаще исторические, иногда даже об одних и тех же людях с одной и той же перспективы. Так, с разницей всего в пару месяцев вышли “Капоте” и “Дурная слава”, байопики об определённом отрезке жизни писателя Трумена Капоте. Или, более известный пример, триллеры-одногодки о фокусниках — “Престиж” и “Иллюзионист”.
Сложно понять, почему голливудским шишкам вдруг резко понадобилось кровь из носу снимать что-то о Капоте, о котором несколько десятков лет не вспоминали вообще, или внезапно делать кино о магах девятнадцатого века. С “Колетт” и “Женой” в этом плане гораздо проще — для фильмов о женщинах, чей талант эксплуатируют беспомощные мужчины, как раз самое время. И это нисколько не ирония и не насмешка: подобные истории стоит рассказывать. Проблема лишь в том, что история как таковая оба этих фильма не особо интересует — им куда важнее высказывание.
История была у Бёртона, когда он снимал “Большие глаза” на ту же самую тему. Вот там и какой-никакой психологизм, и личная драма, и исследование сложной героини, стесняющейся своего таланта. “Колетт” в этом смысле ничего нового предложить не может — вы легко перескажете фильм, даже никогда его не смотрев. Да, она попадёт под влияние харизматичного неудачника, да, будет для него писать, пока не иссякнет вся фантазия, а затем осознает свою свободу и сбежит от проклятого угнетателя. Тут, в общем-то, и придумать что-то тяжело — история сама себя пишет, и точку интереса явно надо искать в чём-то другом. Может, в личных страхах героини, может, в её чрезмерном увлечении своими фантазиями, за которыми она не видит творящейся несправедливости. Но “Колетт” ничего не ищет.
Гораздо интереснее наблюдать не за сюжетным конфликтом фильма — с ним-то всё понятно, — а за конфликтующей натурой самого произведения, его борьбой консервативной формы и либерального содержания. Ведь “Колетт”, при всём показушном свободолюбии, кино удивительно замкнутое. Здесь история явно просит о немного другом подходе, столь же ярком и дерзком, насколько яркой и дерзкой была жизнь настоящей Колетт. Громкий протест, война с системой, открытая и бессовестная провокация. Но режиссёра Уоша Уэстмоленда хватает только на беззубый манифест, который, наверное, и современников писательницы бы не особо удивил. Он протестует где-то на уровне с лирическим героем одной замечательной песни: “Перестань мыть руки перед едой. Поставь мир на колени, пока ты молодой”.
Это обидно, потому что начинал Уэстмоленд с фильмов довольно смелых, ещё в начале века без стеснения разговаривал об однополой любви и радостях порноиндустрии (“Все ещё Элис” с Джулианной Мур). Ему и в “Колетт” гораздо интереснее изучать романтические интересы героини, чем какие-то там творческие проблемы. Идея понятна, через свободу любви несложно показать свободу мысли — но тогда явно надо было идти дальше, а не останавливаться на паре сцен средней откровенности. Мы уже видели “Кэрол”, видели в конце концов “Жизнь Адель”, а тут нас вновь пытаются удивить тем, что две девушки, видите ли, целуются (это, кстати, и их современников не особо удивляет).
Фильм, естественно, не безнадёжный — собственно, потому за его неудачами так больно наблюдать. Пару раз лента бывает действительно остроумной, отлично вписывается в роль Кира Найтли — даже в качестве Колетт-подростка, как ни странно, 33-летняя актриса выглядит вполне органично…(Ефим Гугнин)
РЕЗЮМЕ: сколько бы ни старалась Найтли, сколько бы ни скалил сценарий зубы, за интересной историей здесь скрывается типичная костюмированная драма о том, какой же мир загнивающей аристократии скучный и замшелый. В итоге получился красивый и совершенно беззубый манифест, из которого могло бы выйти действительно дерзкое кино..
подготовил Николай Лежнев
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: Колетт, полное имя Сидони-Габриэль Колетт (1873 - 1954) — французская писательница, одна из звёзд Прекрасной эпохи; член Гонкуровской академии с 1945 года.
Дочь офицера, родилась и выросла в Бургундии. В 1893 году вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара, известного под псевдонимом «Вилли». Он ввёл её в литературные и артистические круги столицы, но при этом беззастенчиво использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 года Колетт написала для него серию автобиографических романов о Клодине, которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом. Под собственным именем-псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904 году. Отдаляясь от мужа и ища собственный путь, она с 1906 года стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же она развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами (в том числе — художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф, известной в полусвете под именем Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужчинами (среди них — Габриэле д’Аннунцио, известный боксёр и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Её откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции. В 1912 году Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь. Завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 году развелась и с этим мужем. В 1935 году вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу). На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, среди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-х годах. В 1950 году была председателем жюри Большой премии за лучшие романы полувека. После её смерти Французская республика устроила Колетт официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей как разведённой). Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез.
Послевоенные годы — время национального признания Колетт. В 1948—1950 годах вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 году стала её президентом. Кавалер Ордена Почётного легиона (1953). В 1966 году площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа её именем. Колетт в настоящее время — классик французской словесности. Однако она — не только крупная, по нынешний день популярная писательница, но и яркая символическая фигура женщины новейшего времени.
Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. Пьеса по роману «Жижи» (1951, в заглавной роли — Одри Хепбёрн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноимённый музыкальный фильм с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров).