«Выжить в мире будущего - переиграть совершенную версию себя…»
Райли Стернс, режиссер абсурдистского «Искусства самообороны» возвращается с третьим полным метром: на этот раз без Мэри Элизабет Уинстэд или Джесси Айзенберга, зато со звездами Marvel и «Во все тяжкие». Более того, Карен Гиллан сыграла сразу две роли. В главных ролях - Карен Гиллан, Аарон Пол, Бела Коале, Тео Джеймс, Элина Джексон, Майя Паунио, Реа Лест, Джун Хайд, Кристофер Гуммерус, Нико Сиккинен. Хронометраж - 01:34. Рейтинг R (16+). Премьера (мир) - 22.01.2022 (Sundance film festival). Цифровой релиз - 19.05.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: в один прекрасный день внешне абсолютно здоровую Сару (Карен Гиллан) начинает рвать кровью. Пока врачи не решаются сообщить диагноз, ее парень, Петер (Бела Коале), берет все в свои руки: находясь в поездке, по видеосвязи он говорит Саре, что та умирает. Номер любимого был указан в числе доверенных в больничной анкете, и потому врачи сообщили об этом ему, а не самой Саре. Когда девушка узнает, что жить ей осталось несколько месяцев, то принимает решение провести процедуру «замещения» - создать клона, который заменит Сару и в семье, и на работе. Процесс занимает всего ничего - меньше суток, оставшееся время будет потрачено на обучение клона всем привычкам оригинала. Но когда девушка выздоравливает и решает деактивировать клона, она сталкивается с новым суровым законом. В мире будущего люди вынуждены отстаивать свое право на существование в публичных смертельных поединках со своими клонами. Саре придется сойтись со своим двойником в смертельной битве. Ей нужно совершить невозможное, чтобы победить совершенное оружие для манипуляций и убийства - идеальную версию себя…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: относительная известность пришла к постановщику Райли Стернсу с «Искусством самообороны», абсурдистской черной комедией, обманывающей ожидания зрителя примерно каждые 10 минут. Не то чтобы с новой картиной Стернс потерял юмор: его смех, как ни парадоксально, слышится как раз в излишней серьезности. В том, как при прочих равных с ножом набрасываются на вооруженного арбалетом, в том, как вновь на поверхность всплывает самооборона, но на этот раз без сектантских подтекстов. Кстати, по мысли тренера Сары, чтобы научиться убивать, надо обязательно посмотреть пару запредельно кровавых хорроров, без этого никак.
Такое сочетание общей холодности со специфичным юмором ставит Стернса на одну ступень одновременно и с «хулиганами» вроде Джоэля Потрикуса («Релаксер»), и с, к примеру, Риком Алверсоном («Гора»), автором до монотонности серьезным и именно из-за этого иногда скатывающимся в ту же комедию. Только Стернс никуда не катится, он осмысленно идет к повышению градуса абсурда: да, в прекрасном мире будущего, где можно запросто себя клонировать, некоторые проблемы решаются исключительно дуэлями, смертельными схватками. А врачи не сообщают тебе диагноз напрямую, зачем-то вводя посредника, пусть и из числа самых близких.
Где-то в этой же плоскости расположилась и визуальная составляющая - тот же холод в пейзажах, тот же абсурд маленьких девочек-близняшек на детской площадке, пересказывающих Саре всю свою пока еще не очень долгую жизнь. Примечательно, что снимался фильм в Финляндии, в Тампере, благодаря чему кажется, что весь мир будущего спроектировал Алвар Аалто, причем в одиночку. Логично, что североевропейский стиль здесь прослеживается во всем - в архитектуре, в интерьере, в природе, само собой, и что самое интересное - даже в эмоциях героев: примечание «характер нордический» можно оставить напротив каждого из персонажей. Но это лишь заметки на полях, а в центре снова противостояние противоположностей: оно было и в дебютных «Изъянах» Стернса, и в «Искусстве самообороны», и теперь, в «Клоне», наконец-то доходит до кристальной чистоты: сражаются клоны, оригинал с копией. Внешне идентичные друг другу, внутренне едва ли способные ужиться на одной планете. Проблема будет решена, останется только один. Режиссер и сам большой поклонник боевых искусств, у него есть коричневый (последний перед черным) пояс по джиу-джитсу: ничьих не бывает, кто-то обязательно выигрывает, а кто-то проигрывает. Другое дело, что мы как зрители можем об этом и не узнать…(Владимир Бурдыгин)
РЕЗЮМЕ: Райли Стернс снова сделал то, что умеет лучше всего: с уже традиционным юмором рассказал историю о битве до последнего вздоха. Сначала в жизни, а затем и на спортивной площадке. Впрочем, все понимают, что иногда залог победы в том, чтобы не доводить все до финальной стадии….
подготовил Николай Лежнев