Дейзи Ридли утопает в меланхолии…
В 2019 году вышла короткометражка Стефани Абель Хоровиц «Иногда я думаю о смерти», основанная на пьесе Кевина Арменто «Убийцы». В 2023-м на кинофестивале «Сандэнс» состоялась премьера полнометражной версии, которую сняла Рэйчел Ламберт. В главных ролях - Дейзи Ридли, Дейв Мерхедж, Парвеш Шина, Марсия ДеБонис, Мэг Штальтер, Бриттани О’Грэйди, Бри Элрод, Лорен Беверидж, Айанна Беркшир, Шон Тарджото. Хронометраж - 01:31. Премьера - 19.01.2023 (Sundance film festival). Премьера (мир) - 24.01.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: в прибрежном городке штата Орегон живет Фрэн (Дэйзи Ридли) - офисная сотрудница, чьи серые будни ничем не отличаются друг от друга. Девушка отсиживается на рабочем месте, избегая общения с коллегами, а после возвращается домой, чтобы разогреть еду в микроволновке и лечь спать. В сознании героини возникают страшные образы: Фрэн воображает, как ее безжизненное тело лежит в чаще леса или на берегу моря. Да, иногда она думает о смерти. Однажды в офисе появляется новый сотрудник Роберт (Дейв Мерхеж), с которым у интровертки завязывается диалог по электронной почте. Вскоре коллеги идут в кино и делят один кусок пирога на двоих. Фрэн все больше и больше открывается новому знакомому…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Дэйзи Ридли, известная по роли Рэй из «Звездных войн», не только сыграла главную роль, но и выступила продюсеркой картины. Для актрисы тихий инди-хит выглядит важным шагом в карьере. После окончания сиквелов космической саги британка могла стать новой суперзвездой, но, увы, в следующие годы редко появлялась на экранах кино. Сама Ридли отметила, что после «Скайуокера. Восход» ей не поступало много предложений. В этом можно отчасти винить пандемию, которая лишь усугубила риск застрять в одном ярком образе. Так или иначе, «Иногда я думаю о смерти» доказывает мастерство актрисы. Большую часть фильма Дэйзи Ридли молчит, но потерянный взгляд и неуверенные движения говорят куда громче слов. Если масштабные «Звездные войны» стали прорывом, то медитативное фестивальное кино об одиночестве оказалось вторым шансом проявить себя и отыскать новую стезю в карьере. «Иногда я думаю о смерти» начинается с кадров гниющих яблок на асфальте. Режиссерка Рэйчел Ламберт не сторонится прямолинейных метафор: испорченные фрукты - явный намек на внутреннее угасание главной героини. Они же настраивают зрителя на историю, где тема умирания снова и снова будет возникать на экране. Фрэн снятся причудливые сны, девушка проваливается посреди рабочего дня в омут темных мыслей - иными словами, картинки смерти закрались в голову одиночки. Ламберт разбавляет неторопливое повествование жуткими и между тем завораживающими отступлениями: вот Фрэн стоит в подвале офиса на небезопасном расстоянии от змеи, вот Фрэн лежит на зеленом мху, пока по телу ползают насекомые, а вот Фрэн развалилась на песчаном берегу моря. В фантазиях девушка умерла, в реальности — продолжает механически выполнять обязанности, утопая то ли в скуке, то ли в необъятной грусти.
Во время пребывания Фрэн на работе мы слышим фоновые разговоры работников обо всем и ни о чем. Сама же девушка большую часть времени молчит, щелкает по клавиатуре, разбирает бумаги и украдкой поглядывает на новенького. Роберт вынуждает Фрэн перешагнуть через себя: неловко пошутить о грустном кофе (депрессо) и согласиться сходить в кино. Зритель на самом деле не знает, почему героиня решила выйти из зоны комфорта. Очевидно одно: Ламберт не снимает фильм о внезапной влюбленности и спасительной силе чувств. Это тихое кино о налаживании человеческих связей, о приятной необходимости быть частью общества, о преодолении одиночества.
Образ Фрэн остается размытым. Она - загадка, которую одновременно хочется разгадать и которая давно понятна где-то на подсознательном уровне. Авторы вырисовывают портрет героини с помощью маленьких штрихов: она любит творог и порой выпивает бокал вина до того, как снимет куртку, ей нравится работа и вязаные свитера. Мы не знаем, в чем причина отчужденности Фрэн от всего остального мира. Важно лишь то, что девушка решила выбраться из кокона. Не так сложно построить мостик от мыслей о смерти до депрессивного состояния. В фильме не упоминаются психологические проблемы героини, но едва ли зрителю нужны дополнительные уточняющие детали. Достаточно обратить внимание на сцену, в которой Фрэн после неприятного разговора с Робертом лежит на полу гостиной больше суток.
«Иногда я думаю о смерти» из зарисовки тотального одиночества превращается в поэзию повседневности. Героиня Ридли медленно, но верно старается выкарабкаться из бездны печали и протянуть руку окружающим. Купить пончики для коллег, сыграть в «мафию» (вы удивитесь, какие правила у местных жителей!) и всего-навсего позволить другому человеку узнать тебя. Да, метаморфозы Фрэн сложно назвать захватывающими, но в конце концов именно в крошечных моментах кроется жизнь…(Гульназ Давлетшина)