«Кино - это для клиентов…»
«Признание в любви кинематографу» - лукаво-сентиментальный жанр, если учесть что любой проект и на любую тему, если он хоть сколь-нибудь хорош, уже является этим признанием. Шаблонность таких фильмов подчеркивается их горько-сладким содержанием. Легко представить, что по тем же лекалам когда-нибудь снимут признание в любви к порно или к потоковому вещанию. Сэм Мендес, впервые в одиночку создавший сценарий своей картины, использовал стиль и содержание этой формы. Но возродил ее в виде захватывающей и прекрасно сыгранной драмы о любви, жизни и хрупком искусстве кино. В главных ролях - Оливия Колман, Майкл Уорд, Колин Фёрт, Тоби Джонс, Том Брук, Таня Муди, Ханна Онслоу, Кристал Кларк, Моника Долан, Рон Кук. Хронометраж - 01:59. Рейтинг R. Премьера - 03.09.2022 (TIFF кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 09.12.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: 1981 год. Британия стремительно погружается в рецессию, безработицу и безудержный расизм. С Хилари (Оливия Колман), работающей в кинотеатре Empire, что-то не так. Она постоянно цепенеет, и это не может скрыть даже бодрая улыбка, обращеная к клиентам. Люди, которые работают в Empire, - это своего рода семья. Сварливый и напыщенный менеджер, мистер Эллис (Колин Ферт), опытный и трудолюбивый киномеханик Норман (Тоби Джонс), а также его помощники - робкий Нил (Том Брук) и девушка-панк Джанин (Ханна Онслоу). Хилари, живет одна и, кажется, лечится от какого-то неясного срыва год назад. Она все более несчастна из-за токсичных отношений с женатым мистером Эллисом. Он иногда вызывает ее к себе в кабинет для быстрого секса. И говорит совершенного несексуальные вещи во время соития («Твоя задница так хороша в моих руках»). Не добавляет настроения и падение кассовых сборов, из-за чего пришлось закрыть два из четырёх залов. Но однажды в кинотеатре появляется новый продавец билетов, Стивен (Майкл Уорд) - молодой темнокожий мужчина, у которого возникает связь с Хилари. Их отношения развиваются стремительно, но беспокойное состояние Хилари только усугубляется. Совсем скоро в кинотеатре состоится специальный показ фильма «Огненные колесницы» с присутствием множества знаменитостей. Но большая премьера омрачается ужасной сценой, которую Хилари устраивает в фойе…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Империя света» берет что-то от нежности и грусти классических фильмов «Самое маленькое представление на свете», «Новый кинотеатр “Парадизо”» или «Последний киносеанс». Но добавляет немного беспокойного одиночества, присущего картине Шанталь Акерман «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080». Но Сэм Мендес привносит собственное особое чувство личной драмы, умение работать с актерами и пристрастие к «говорящей» музыке для своих проектов. В «Империи света» такой музыкой становятся It's Alright, Ma (I'm Only Bleeding) Боба Дилана и You Turn Me On I'm a Radio Джони Митчелл.
Фильм Сэма Мендеса начинается начинается с восхищения магическим величием кинотеатра, чему помогают ностальгическая музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса, а также виртуозная работа оператора Роджера Дикинса. Несмотря на то, что она работает в кинотеатре, Хилари утверждает, что не видела ни одного фильма в Empire, и не проявляет к ним никакого интереса вне работы. «Это для клиентов», - говорит она, когда коллега недоумевает, почему она никогда во время сеанса не желает побаловать себя зрелищем в величественном зале, полном темно-красного бархата, блестящего дерева и латуни в стиле ар-деко. За исключением киномеханика Нормана (Тоби Джонс), ремесленника старой школы, и остальные сотрудники кинотеатра кажутся более или менее похожими на Хилари в их безразличии к искусству кино. Не удивительно, что с появлениеи нового билетера, молодого Стивена (Майкл Уорд) у Хилари в жизни многое меняется. Они быстро сближаются и Хилари больше не надо искать убежища в уроках бальных танцев или ужинах в одиночку. А затем они становятся любовниками и устраивают свидания на заброшенном верхнем этаже Empire, застывшем во времени великолепном бальном зале.
С этого момента Мендес быстро теряет контроль над материалом, слишком внезапно вплетая в историю суровые душевные переживания Хилари, а затем и неубедительно прописанную тему расизма. В картине есть проницательно написанная сцена, когда клиент-расист запугивает Стивена, который просто вежливо выполняет свою работу, выглядит. Но преувеличенная и неубедительная атака скинхедов на Empire, к сожалению, сводит на нет доверие к фильму в других местах.
Вслед за прошлогодним «Белфастом» Кеннета Браны, «Империя света» больше похожа на сладкий эксперимент с ностальгией и памятью, чем на фильм, в котором есть что сказать. К сожалению, это становится очевидным в последней главе фильма, в которой представлены два новых персонажа: мама Стивена Делия (Таня Муди) и старая подруга/новый романтический интерес Руби (Кристал Кларк). Эти две женщины кажутся второстепенными и ненужными в истории, которая к тому моменту кажется почти завершённой. Финал имеет также как минимум три разных концовки, что заставляет задуматься, а можно ли было сделать из этого набора эпизодов более компактный фильм...
РЕЗЮМЕ: «Империя света» - милое и душевное кино, которое не чурается показа жестокости и расизма, творившихся за пределами кинотеатра. Например, в Empire показывают фильм Сидни Пуатье «Буйнопомешанные», который было своеобразным посланием о разнообразии, если бы Британия 1981-го года захотела его услышать…
Николай Лежнев