Кровавая фантазия на тему диалога поколений…
“Сальный душитель”, “Мэнди”, “Цвет из иных миров”...Эта череда не самых обычных фильмов – лишь некоторые работы компании SpectreVision, которая вскоре, по слухам, и вовсе займется возрождением «Кошмара на улице Вязов». Элайджа Вуд, не появившийся ни в одном из названных проектов, сыграл роль более важную – был одним из основателей студии, а сейчас выступает одним из ведущих ее продюсеров. Одним из со-продюсеров стал Ант Тимпсон – друг и соратник Элайджи по инди-хоррору. Тимпсон разрабатывает личную для него тему дискоммуникации с отцом. С идеей мчит к сценаристу “Сального душителя” Тоби Харварду, чтобы тот оформил ее в стройную и такую же необузданную историю. И в главной роли неуверенного в себе парня без профессии появляется Элайджа Вуд. Так рождается (анти)семейный хоррор “Иди к папочке”, прошедший с десяток международных и тематических фестивалей. В ролях - Стивен МакХэтти, Гарфилд Уилсон, Мадлен Сами, Мартин Донован, Майкл Смайли, Саймон Чин, Она Грауэр, Райан Бейл, Рареш ДиМофте. Хронометраж – 01:36. Рейтинг R. Мировая премьера – 25.04.2019. Премьера (РФ) – 27.02.2020. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: могло показаться, что актер Элайджа Вуд, мягко говоря, отошел от дел. Некоторые помнят лишь его Фродо из «Властелина колец». Любящий трансгрессию зритель может назвать еще пару проектов, среди которых точно окажутся «Маньяк» Франка Халфуна и сериал «Детективное агентство Дирка Джентли». А еще Элайджа – фанат музыки и любит постоять за диджейским пультом. В общем, яркий американский гик. Но это не совсем так.
В 2016-м американский кинофестиваль «Сандэнс» взорвал буйный, отвращающий, но до одури влюбляющий в себя «Сальный душитель» Джима Хоскина. В нем одна из сюжетных линий концентрируется на облитом салом деде, который по ночам душит людей. Фильм по понятным причинам не доехал до нашего проката, но благодаря интернету стал явлением заметным. В 2018-м снова «Сандэнс», и теперь уже даже одну из параллельных программ Каннского фестиваля захватил рубящий нечисть топором Николас Кейдж. На глазах героя Кейджа сектанты сжигают его возлюбленную, а затем заливающий горе водкой дровосек идет мстить. Сложно забыть как этот сюжет, так и долбанутую и пленяющую цветовую гамму хоррора Паноса Косматоса «Мэнди». А похожий проект – лента Ричарда Стэнли по рассказу Говарда Лавкрафта «Цвет из иных миров» – снова с Кейджем, преодолевающим мистические трудности в цветах пурпура, вот-вот окажется в кино.
Эта череда не самых обычных фильмов – лишь некоторые работы компании SpectreVision, которая вскоре, по слухам, и вовсе займется возрождением «Кошмара на улице Вязов». Элайджа Вуд, не появившийся ни в одном из названных проектов, сыграл роль более важную – был одним из основателей студии, а сейчас выступает одним из ведущих ее продюсеров. В «Сальном душителе» у SpectreVision было несколько сопродюсеров, среди которых значится Ант Тимпсон – друг и соратник Элайджи по инди-хоррору. Например, антология «Азбука смерти» – детище как раз Тимпсона.
И вот, Тимпсон разрабатывает личную для него тему дискоммуникации с отцом. С идеей мчит к сценаристу «Сального душителя» Тоби Харварду, чтобы тот оформил ее в стройную и такую же необузданную историю. В главной роли неуверенного в себе парня без профессии появляется Вуд. А Тимпсон берется написанное на бумаге кино перенести уже на экран. Так рождается (анти)семейный хоррор «Иди к папочке», прошедший с десяток международных и тематических фестивалей.
Норвал (Элайджа Вуд) тридцать лет не видел своего отца, который недавно отважился написать сыну письмо с приглашением в свой скрытый за лесом и похожий на космический корабль из фильмов 1950-х дом. Типичный миллениал-хипстер, с накрашенными большими пальцами и в модной шляпе, откликается на отцовский зов, но папочка (Стивен Макхэтти) оказывается алкоголиком-сквернословом. Да еще и что-то скрывает. Не превратится ли семейный ужин в кровавую битву на ножах?
Драматургия этого полуторачасового фильма построена таким образом, что вынуждает в ней копаться и перебирать включающиеся периодически жанры. Все начинается как тихое семейное драмеди, приобретает отзвуки мистического триллера, окрашивается в цвета абсурдистской комедии, а потом, может, даже хоррора про выживание. Во всяком случае, стоит быть уверенными в двух вещах: трейлер, если вы его смотрели, не открыл и половины сюжетных перипетий, а ожидания, в худшем или лучшем смысле, точно будут обмануты. Именно этим брали триумфаторы Каннского фестиваля и вереницы международных премий – далекие от американского инди «Паразиты» Пона Чжуна Хо.
«Иди к папочке» – не столько драматургический аттракцион, сколько попытка освобождения от семейных проблем. Очиститься от них можно по-разному, и режиссер Ант Тимпсон со сценаристом Тоби Харвардом выбирают путь крови, трэша и абсурда, которых, к слову, здесь не так много, как может показаться. Да, будет и нелепый, несущий, как мультяшка чепуху, шериф. Да, и русский след где-то проступит. Или все экранное пространство окажется плодом воображения… Но весь фильм вполне может быть прочитан и как вполне реалистическая хоррор-сатира. Главное, что контакт между отцом и сыном (в параллельном или реальном мире – не столь важно) будет налажен. А идея продолжения отпрыском правильных или не очень дел папаши проступит кровавым пятном на телах всех погибших в ходе сюжета. (Дмитрий Барченков)
РЕЗЮМЕ: «Сальный душитель» за пеленой мерзости показывал, что отец и сын, крайне зависимые друг от друга, рано или поздно должны оторваться и начать самостоятельную жизнь. И сцена на пляже, которая будто бы отсылает к «невстрече» (термин А. Ахматовой) условного отца Леопольда Блума и условного сына Стивена Дедала из романа Джеймса Джойса «Улисс», выступала там окончательным подтверждением этой мысли. В «Иди к папочке» тоже есть такая сцена, но посыл авторской работы уже Анта Тимпсона противоположный, говорящий о необходимости смирения и кротости, принятия родственников. И как классно, что экранным воплощением подобного слова становится именно Элайджа Вуд – владыка гик-тусовки и гораздо более уверенный в себе, нежели его герой, отличный парень. А еще передающий привет всем тем, кто думает, что миллениалы – все еще застывшие подростки. Им уже под 40, между прочим…
подготовил Николай Лежнев