Рецензия на фильм «Граф Монте-Кристо» (film Le comte de Monte-Cristo) (5002)

Это тот фильм, где после 180 минут вы выходите из кинотеатра, не почувствовав, как прошло время…

Месть - это блюдо, которое лучше всего подавать на фоне захватывающих дух декораций в роскошной постановке от Александра де Ла Пательера и Матьё Делапорта. Роман Александра Дюма объемом 1500 страниц нелегко сжать для киноадаптации, но пара французских режиссеров блестяще справилась с этой задачей, недвусмысленно подчеркнув, что в этой истории речь пойдет прежде всего о мести. В главных ролях - Пьер Нинэ, Пьерфранческо Фавино, Оскар Лесаж, Анаис Демустье, Лоран Лафитт, Бастьен Буйон, Анамария Вартоломеи, Патрик Милле, Вассили Шнайдер, Жюльен Де Сен Жан. Хронометраж - 02:53. Бюджет - $47 000 000. Премьера - 22.05.2024 (Каннский кинофестиваль). Премьера (Франция) - 28.06.2024. Премьера (Украина) - 22.07.2024 (Green Light Films). Цифровой релиз - 19.09.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в то время как Голливуд уже давно эксплуатирует комиксы и молодежные романы как интеллектуальную собственность, французский кинематограф лишь недавно начал скармливать богатство романов XIX века контент-машине, штампуя высокобюджетные эпические фильмы на основе  классических книг, находящихся в общественном достоянии. В прошлом году двухсерийная версия «Трех мушкетеров» Александра Дюма вышла на экраны Франции и успешно прошла в прокате. Режиссером выступил Мартен Бурбулон, а в фильме снялись многие известные галльские звезды, включая Венсана Касселя, Еву Грин, Ромена Дюри и Луи Гарреля. Обе части фильма о мушкетерах отличались динамичным действием и энергичным повествованием, будто специально созданным для эпохи потокового вещания. Сценарии обоих фильмов были написаны дуэтом Матьё Делапорт-  Александр де Ла Пательер, которые ранее сняли серию хитовых комедий в динамичном голливудском стиле. Они привносят тот же подход в «Граф Монте-Кристо», еще одну признанную классику Дюма, чьи растянутые 1500 страниц режиссеры умудряются сжать до смотрибельного трехчасового эпического фильма, наполненного множеством интриг.  
Как и Диккенс, Дюма был коммерчески успешным писателем, специализирующимся на серийных повествованиях, а большая часть его работ публиковалась в еженедельных газетах, а затем выпускалась в виде книг. Можно сказать, что он и другие французские авторы 1800-х годов, включая Оноре де Бальзака и Виктора Гюго, которые также использовали еженедельный выпуски, являются прародителями сериального формата, ставшего стандартом в эпоху Netflix, с захватывающими поворотами, удерживающими внимание зрителя.
В этом смысле фильм «Монте-Кристо» мог бы быть лучше в качестве телесериала, настолько он стремительно переходит от одной эпизода или сцены к другой в очень упорядоченной и эффективной манере. Но что было так памятно в романе Дюма, так это то, как он, казалось, растягивал время. И, особенно, изнурительный 14-летний период, который его оклеветанный герой, моряк Эдмон Дантес (Пьер Нинэ), проводит в заключении на крошечном острове Иф у Марселя. Это происходит в начале истории, после того как Дантеса ложно обвиняют в пособничестве Наполеону, сосланному из Франции на остров Эльба, трое врагов, готовых на все, чтобы избавиться от него, каждый по крайне эгоистичным причинам. Его лучший друг Фернан (Бастьен Буйон) тайно влюблен в красавицу невесту Эдмона, Мерседес (Анаис Демустье).
Его соратник на корабле Данглар (Патрик Милль) в ярости, потому что героический поступок Дантеса в начале фильма, когда он спас девушку (Адель Симфал) после кораблекрушения, приводит к повышению Эдмона до капитана и увольнению Данглара. А еще есть коррумпированный местный судья Вильфор (Лоран Лафитт), который организует всю эту схему, чтобы скрыть тот факт, что у него есть любовница. 

Сначала сложно понять как это у них получается, но Делапорте и де Ла Пательер - специалисты по подаче сюжетных моментов как плавно, так и быстро. «Граф Монте-Кристо» - это тот фильм, где после 180 минут и множества сюжетных поворотов вы выходите из кинотеатра, не почувствовав, как прошло время. Это хорошо, если вы ищете занимательную историю мести с мечами, шпагами  и яркими костюмами - а роман Дюма, вероятно, является матерью всех историй мести. Но если вы хотели  чего-то более глубокого, то эта отточенная адаптация предлагает просто много коварства и много интриг.
Дантес находится  в одиночной камере и неожиданно знакомится с итальянским священником Фарией (Пьерфранческо Фавино), который прокладывает туннель в его камеру и в итоге меняет его жизнь. В течение десятилетия - сжатого примерно до 10 минут - Фария дает Эдмонду серьезное образование, одновременно делая его соучастником в своем плане побега. Он также рассказывает ему о сокровище, спрятанном тамплиерами на острове под названием Монте-Кристо у побережья Италии. Когда священник внезапно умирает, Дантес начинает действовать сам, сбегая из тюрьмы и воплощая в жизнь план мести, который готовил годами.  
С его мальчишескими чертами лица и довольно занудной игрой Пьер Нинэ («Ив Сен-Лоран»), возможно, не был очевидным выбором на роль умного, мстительного главного героя Дюма, но он достаточно солидный актер, чтобы сделать Дантеса убедительным. Тот факт, что Нинэ играет в гриме половину фильма, маскируясь, чтобы обмануть своих многочисленных врагов-жертв, также способствует этому. Хотя требуется быть очень доверчивым, чтобы представить, что такие коварные и злые люди, как Фернан, Данглар или Вильфор, не могут узнать его сразу. 

Вы можете почувствовать, как создатели фильма пытаются разобраться с этими и другими более сомнительными элементами захватывающего романа Дюма, и они делают все возможное, чтобы связать воедино нескольких персонажей, которые не были связаны в оригинальном тексте. Это происходит во время насыщенной  и разговорной второй половины фильма, когда действие перемещается в Париж. Эдмон, теперь граф Монте-Кристо, начинает педантично устранять своих врагов, привлекая на помощь сироту Гайде (Анамария Вартоломеи) и незаконнорожденного Вильфора, Андреа (Жюльен де Сен-Жан).  Сыгранная Анамарией Вартоломеи, Гайде могла бы быть проблемным персонажем по стандартам XXI-го века: осиротевшая рабыня, которую Дантес покупает в рамках своего плана отомстить Монсерфу (военному герою, ответственному за смерть ее отца). И Гайде теперь представлена ​​как добровольная соучастница в сложной схеме возмездия.  
То же самое касается злобного последователя графа (дебютант Жюльен Де Сен Жан, напоминающий молодого Алена Делона), который называет себя Андреа Кавальканти, но на самом деле является внебрачным сыном того самого коррумпированного прокурора, который подставил Дантеса. У Мерседес и Фернана также есть сын, Альбер (Вассили Шнайдер), который примерно того же возраста что Андреа. Почти поэтично, как двое молодых людей представляют альтернативные пути, по которым могла бы пойти жизнь графа: Альбер (которого Гайде намеревается соблазнить и бросить) олицетворяет любовь, в то время как Андреа мог бы быть воплощением ненависти - двойственность, которая движет дуэтом режиссеров в захватывающей современной адаптации.
Хотя они легко изображают и пышность, и изящество, Ла Пательер и Матьё сопротивляются показным изыскам, чем так увлекся Мартен Бурбулона в «Трех мушкетерах», оставаясь сосредоточенными на теме мести на протяжении всего фильма. Картина охватывает серьезные темы за три часа, оставляя лишь несколько невыясненных моментов (например, судьбу флота Данглара). Аббат Фариа говорил будущему графу: «Дальнейшая история - твоя история - человека, держащего мир на ладони». Его слова - не награда для Дантеса, а испытание, и ему требуется остаток фильма, чтобы понять, что уничтожить мир, который поступил с ним несправедливо, значит уничтожить и себя…

РЕЗЮМЕ: режиссеры Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт заслуживают похвалы за то, что придали масштабной работе Дюма тот размах, которого она заслуживает. Когда роман был впервые выпущен глава за главой, он, должно быть, произвел фурор для публики, тогда как прекрасная адаптация Делапорте и де ла Пательера - 20-я, сделанная с момента первого выхода книги на экран в 1908 году - не находит такого же отклика. Мы уже видели так много подобных историй, что, хотя «Граф Монте-Кристо» остается настоящим  жемчужиной жанра, эта дорогая и отполированная версия играет как любая старая фантазия о мести…

Николай Лежнев 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *