Первая часть вестерн-эпопеи Кевина Костнера выглядит как завязка для телевизионного мини-сериала…
Кевин Костнер работает в кино достаточно долго, чтобы понять разницу между полнометражным вестерном, таким как «Танцы с волками», мини-сериалом, таким как «Хэтфилды и Маккои», или же полным сериалом, таким как «Йеллоустоун». Все эти проекты преуспели благодаря ему, и он тоже преуспел в них. Связь Костнера с вестерном и суровыми землями, которые он называет своим домом, несомненна. Так почему же его новая масштабная история Дикого Запада, четыре фильма серии «Горизонты» - такая неуклюжая работа? Первая часть похожа на сериал, переделанный под фильм, но еще больше похожа на поспешную черновую версию, чем на релиз, подходящий для любого формата. В главных ролях - Кевин Костнер, Эбби Ли, Джена Мэлоун, Сиенна Миллер, Дейл Дикки, Изабель Фурман, Уилл Пэттон, Майкл Рукер, Сэм Уортингтон, Майкл Ангарано. Хронометраж - 03:01. Бюджет - $100 000 000. Рейтинг R. Премьера - 19.05.2024 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 28.06.2024. Оценка www.kino-nik.com 5,5/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: первая часть квартета фильмов «Горизонты» длится три утомительных часа, изобилует несущественными сценами и персонажами, которые никуда не ведут, и на то, чтобы связать запутанные сюжетные нити, уходит слишком много времени. Warner Bros. выпустит вторую главу 16 августа, а третья, как сообщается, затем поступит в производство. Энергичный монтаж завершает первую часть насыщенными событиями отрывками из следующей части, усиливая мучительное ощущение, что мы смотрим сбившийся с пути сериал. Больше всего озадачивает то, что фильму требуется слишком много времени, чтобы выказать сочувствие к персонажам из числа коренных народов. Лишь ближе к финалу вдруг выясняется, что их жестокие нападения на новых поселенцев являются прямым ответом на оккупацию земель их предков. А вначале очень сбивает с толку смотреть вестерн в 2024 году и ловить себя на мысли: «Подождите, так американские индейцы снова стали плохими парнями?»
Шумные ноты партитуры Джона Дебни намекают, что мы увидим «Работу огромной важности». Все начинается в долине Сан-Педро в Аризоне в 1859 году, когда трое геодезистов, один из которых еще мальчик, забивают колья в землю, чтобы разметить участок земли на берегу реки. Двое детей из числа коренных народов наблюдают за происходящим со скалистых холмов и задаются вопросом, что делают белые люди и почему они пришли. Но два взрослых брата-индейца, которые появляются вскоре после этого, Пионсенай (Оуэн Кроу Шу) и Таклишим (Татанка Минс), не столько любопытны, сколько кипят от ярости. Несколько дней спустя одинокий путешественник находит трупы геодезистов, а рядом с трупами в качестве предупреждения лежат перья. А колья становятся крестами на их могилах.
Затем действие переходит на территорию Монтаны, где Люси (Джена Мэлоун) стреляет из винтовки в Джеймса Сайкса (Чарльз Хэлфорд), человека, который явно обидел ее, а затем убегает с их маленьким сыном. Жесткая родительница мертвеца (Дейл Дики) отправляет двух своих сыновей, Калеба (Джейми Кэмпбелл Бауэр) и Джуниора (Джоб Биверс), чтобы отомстить и вернуть ее внука. Один - вспыльчивый идиот, другой - умнее и сдержаннее…
Между тем, на берегу реки, прямо напротив этих трех могил, вырос новый поселок Горизонт, рекламируемый в многочисленных рекламных листовках. Но любое чувство безопасности мгновенно улетучивается, когда Пионсенай и Таклишим устраивают очередную засаду. Они действуют вопреки совету своего отца (Грегори Круз), старейшины племени апачей Белой горы, который предупреждает что ответка будет неизбежной. Братья убивают всех поселенцев, неспособных добраться до безопасного места, и поджигают только что построенные постройки.
В самом волнующем эпизоде фильма соплеменники приближаются к дому семьи Киттредж. Вместе с горсткой поселенцев, укрывшихся там в поисках убежища, отец Джеймс (Тим Гини) и сын-подросток Нейт (сын режиссера Хейс Костнер) пытаются сдержать нападавших, в то время как мать Фрэнсис (Сиенна Миллер) и дочь Лиззи (Джорджия Макфэйл) прячутся в люке под половицами. Самая зыбкая линия рассказывает о подростке Расселе (Этьен Келличи), которому удается обогнать преследующих его всадников апачей, а затем он пытается разобраться, как и кому отомстить за свои потери. Кажется, этому уделено многовато времени, но она подчеркивает, что белые люди считают всех индейцев одинаковыми, а это означает, что в ответ будут убиты все без разбору.
Кажется, Кевин Костнер сейчас не в лучшей форме как режиссер фильма с такого рода разветвленным повествованием - связать линии у него не всегда получается. Проходит почти час, прежде чем Костнер появляется в роли Хейса Эллисона, молчаливого одиночки, которого один из мальчиков Сайкс описал как «бродягу в седле». Эта роль позволяет ему сыграть традиционный образ Клинта Иствуда - внутренний конфликт обеспокоенного человека, желающего оставить насилие позади, но достаточно опытного в обращении с огнестрельным оружием, чтобы устроить кровавую баню, если его спровоцировать. Хейс - это фигура, которая начинает связывать события воедино, когда он забредает в небольшой городок и попадается на глаза Мэриголд (Эбби Ли), которая готова на все, чтобы выжить, и присматривает за Люси. Мэриголд - раздражающий персонаж - тупая и плаксивая. Кажется небольшой натяжкой, что такой измученный заботами, одинокий мужчина, как Хейс, решил помогать ей, подвергая их обоих опасности. А уж неубедительная игра Эбби Ли тем более не делает Мэриголд привлекательной.
Среди других персонажей - кавалеристы, которых после резни, отправляет в. Горизонт полковник Хоутон (Дэнни Хьюстон). Среди них сержант-майор Томас Риордан (Майкл Рукер) и старший лейтенант Трент Гепхардт (Сэм Уортингтон). Гепхардт - единственный человек, достаточно терпеливый, чтобы объяснить жителям Горизонта, почему апачи враждебно относятся к идее совместного использования земли, на которой они охотились на протяжении поколений.
Несмотря на суровые условия и чрезвычайную опасность, связанную с экспансией Запада, обозные составы новых поселенцев продолжают прибывать. С одним из них путешествует военный капитан Мэтью Ван Вейден (Люк Уилсон), который становится фактическим лидером, разрешая споры и следя за тем, чтобы каждый вносил свой вклад. Это становится неожиданностью для пары слишком образованных британцев, Джульетты (Элла Хант) и Хью (Том Пейн). Они совершенно не понимают, куда попали и простодушно просят… скальпировать их.
Любая из этих сюжетных линий могла бы выдержать час захватывающего телевизионного просмотра, но они мало что значат в этом неуклюже сшитом одеяле, которое редко дает место для отклика чьих-либо переживаний. Это также ограничивает возможности актеров придать своим ролям многомерность. Сцены, основанные на диалогах, часто кажутся неестественными и безжизненными; разве что персонажи, которых в первой части играют Костнер, Уортингтон, Миллер и Мэлоун, демонстрируют наибольший потенциал.
Подзаголовок «Американская сага» и некоторые простые догадки предполагают, что по мере продолжения проекта «Горизонт» станет широкомасштабной картиной приграничной жизни и ее проблем, постоянной угрозы преступников и нападений индейцев, а также несправедливости по отношению к туземцам, которая оросила земли Запада кровью. Будем надеяться, что фильм также приобретет столь необходимую структуру. Порадуют зрителей красиво снятые девственные американские пейзажи с красными скалами, зелеными долинами и широкими открытыми равнинами, создающими захватывающий фон (как это часто бывает, различные части Юго-Запада и Монтаны снимали в штате Юта)…
РЕЗЮМЕ: в конечном итоге фильм «Горизонты: Часть 1» кажется худшей режиссерской работой Костнера, а это о многом говорит, учитывая, что в список постановок входит и «Почтальон». Но для любителей вестернов, людей определенного возраста, присутствие Кевина Костнера в главной роли будет приятным. Он никогда не был актером широкого диапазона, но всегда привлекателен - даже когда тормозит, как здесь, и остается мрачным. Только не возлагайте слишком больших надежд…
подготовил Николай Лежнев