Безжизненный байопик скрывает талант Хелен Миррен в облаке сигаретного дыма…
Не так много в мире событий, которые кардинально повлияли на судьбы целых государств. Поэтому от картины Гая Наттива, основанной на реальных событиях, можно было ожидать яркого зрелища. Но, как драма о войне Судного дня, этот фильм невероятно скучен. Как портрет Голды Меир, тогдашнего премьер-министра Израиля, он выглядит еще хуже. В главных ролях - Хелен Миррен, Лив Шрайбер, Камилль Коттен, Лиор Ашкенази, Ротем Кейнан, Эд Стоппард, Зед Джозеф, Клодетт Уильямс, Генри Гудман, Рами Хьюбергер, Эмма Дейвис, Джонатан Тэфлер, Оливия Броуди, Элли Пирси. Хронометраж - 01:40. Рейтинг PG-13. Премьера - 20.02.2023 (Берлинский кинофестиваль). Премьера (мир) - 25.08.2023. Оценка www.kino-nik.com 5,5/10
О ЧЕМ КИНО: 1973 год. «Война судного дня» в самом разгаре. Египет, Сирия и Иордания атакуют Израиль в надежде вернуть себе потерянные территории. Разрешить этот конфликт предстоит Голде Меир (Хелен Миррен) - первой женщине премьер-министру Израиля. Бремя ответственности за судьбу страны еще тяжелее потому, что за фасадом «железной леди» Голда прячет один мрачный секрет….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Хелен Миррен обычно очень яркая актриса, но на этот раз в сером парике, с накладными носом и щеками, иногда с платком и сумочкой, она выглядит так, как будто играет королеву, изображающую Ричарда Никсона. На протяжении фильма эта Голда Меир бесстрастно курит в диалоговых сценах со своим военным высшим начальством, которое тоже дымит не переставая. Иногда она делает перерыв, чтобы лежать ничком на больничной койке и умирать от рака. Как военный фильм, картина Гая Наттива невероятно скучна; как политико-интриганская драма она безжизненна; как личный портрет Меир - инертна и поверхностна. Очень часто игра Хелен Миррен отодвигается на задний план архивными кадрами новостей, на которых реальная Голда Меир оживленно смеется, шутит и полностью затмевает египетского президента Анвара Садата. И с в тысячу раз большей энергией и вовлеченностью, чем премьер-министр из фильма. Поразительно, почему режиссер не дал шанс Хелен Миррен проявить себя?
Сюжет фильма основан на показаниях Голды Меир Комиссии Аграната в 1974 году, которая расследовала военные неудачи Израиля в преддверии войны. Меир, кажется, была крайне нерешительна в своих действиях, хотя разведданные от главы Моссад Цви Замира (Ротем Кейнан) говорили о том, что противник собирался нанести удар. Министр обороны Моше Даян (Рами Хьюбергер) в панике. Начальник ЦАХАЛ Дадо Элазар (Лиор Ашкенази) делает все, что в его силах. Но в остальном эти высокопоставленные сотрудники, включая генерала ВВС Бенни Пеледа (Эд Стоппард), сидят без дела. И, кстати, ведут себя как отъявленные сексисты - неохотно встают, когда Голда Меир входит в комнату.
Единственный раз фильм почти оживает, когда Меир ведет личные беседы с Генри
Киссинджером (Лив Шрайбер). Она искусно запугивает и уговаривает его проявить некоторую лояльность и заставить президента Никсона поддержать ее. Киссинддер дипломатично говорит: «Во-первых, я американец, во-вторых, госсекретарь, в-третьих, еврей». А Меир отвечает ему: «В нашей стране мы читаем справа налево».
Хелен Миррен сыграла не так много исторических персонажей за свою легендарную карьеру. Но каким-то образом, когда актриса это делает, она не только демонстрирует образцовое актерское мастерство, но и внушительную царственность (королевы Елизавета I и II, а также царица Екатерина Великая). Многие зрители согласятся, что зачастую ее образы, скажем, Альмы Хичкок (в «Хичкоке») или Хедды Хоппер (в «Трамбо») льстят женщинам, которых она изображает, потому что Миррен, помимо того, что она великая актриса, есть и всегда была эффектной женщиной.
В фильме «Голда. Судный день» Миррен решилась на кое-что другое. Здесь она буквально с ног до головы в латексе и в седом парике с центральным пробором. Актрису просто не узнать. Иногда кажется, что перед нами анимированный персонаж, а Хелен Миррен попросили его озвучить. Хорошо, хоть мастер по макияжу Карен Хартли Томас оставила глаза Миррен минимально накрашенными, чтобы актрисе было что показать. Ведь камера следит за героиней с очень близкого расстояния…
Николай Лежнев